Ростовская балка, о которой помнит мир: как война перестроила донскую столицу
Змиёвская балка - обширная территория, примыкающая к центру Ростова, - оставалась нетронутой после войны три десятилетия. О великой трагедии, разыгравшейся здесь в 1942-м, говорить было не принято, а потому город тихо переступил через это место и стал развиваться дальше, на западе.
Только в середине 70-х на этом месте появился мемориальный парк. Истории его создания посвящён следующий рассказ о послевоенном переустройстве донской столицы в цикле, начатом городским сайтом 1rnd.ru в День Победы.
Чиновник 7-го класса оберпровиантмейстер Дмитрий Васильевич Змиёв (по другим данным — Змеев) с потомками и в страшном сне не смогли бы представить, что их фамилия будет ассоциироваться с местом казни 27 тыс. ростовчан, преимущественно евреев. В СССР Змиёвская балка — третье по величине место Холокоста (после Бабьего Яра и Саласпилса), в России — крупнейшее.
Отвечавший в Ростовской крепости за снабжение продовольствием, Змиёв получил в управление несколько крупных землевладений, в том числе и балку на правом берегу Темерника. В начале XX в. его наследники держали здесь мельницу и каменоломни. В 1930-х устье балки пересекла железная дорога, на севере высадили рощу. Рядом сложился посёлок Змиёвка-2.
Для «кардинального решения еврейского вопроса» нацисты выбрали Змиёвскую балку именно из-за её отдалённости от центра Ростова.
5-6 августа 1942 года сюда пригнали три сотни военнопленных, чтобы расширить и углубить ямы и рвы. 11 августа приступили к массовому уничтожению населения.
О том, как работал смертельный конвейер, в 1992 году в фильме «Judenfrei. Свободно от евреев» рассказал ростовский документалист Юрий Калугин. Автор успел поделиться со зрителями данными архивов КГБ, доступ к которым позже был закрыт. В работу вошли и свидетельства очевидцев.
После освобождения Ростова в трёх рвах у северо-восточной окраины 2-го Змиёвского посёлка насчитали более 15 тысяч погибших, в 13 ямах на окраине Ботанического сада (восточнее посёлка) — ещё около 10 тысяч, на западной окраине рощи - более 2 тысяч.
В послевоенные годы эту территорию власти пытались не замечать. Кое-где образовались мусорные свалки. Особенности рельефа использовали для тренировок по мотокроссу. В 1949 году запретили ежегодные панихиды, которые здесь проводила еврейская община.
Первым памятным знаком в Змиёвке стало типовое надгробие, посвящённое одной из погибших семей. Оно появилось в районе лесопосадки ещё в 40-х. В начале 1950-х в низине установили тиражную скульптуру «Клятва товарищей». Более крупный памятник появился в 1959 году севернее современной автодороги.
К началу 1970-х на западной окраине Ростова сформировалась новая промзона и по генплану её предстояло соединить магистралью с улицей Мечникова. Автодорога городского значения должна была пройти в том числе и через места массовых захоронений в Змиёвской балке. Скульптору Николаю Аведикову удалось убедить областное руководство создать мемориал памяти жертв фашизма на участке рельефа между автострадой и железной дорогой. Эта территория включала только часть братских могил. От перезахоронений из прилегающих участков отказались, и на этих землях потом появились частные домовладения.
Возглавил творческий коллектив главный архитектор города Норад Нерсесьянц. Архитектор Рубен Мурадян отвечал за объёмно-пространственный образ или, как сейчас бы выразились, за ландшафтный дизайн. А Борис и Евгения Лапко занялись созданием скульптурной композиции.
«Здесь паслись коровы и гоняли на мопедах мальчишки. Когда начали разравнивать площадку под памятник, нашли очень много человеческих останков: кости, черепа, в том числе и детские. Находили игрушки, много обуви - я все это видела своими глазами. Здесь ведь не было единого захоронения, братские могилы располагались по всей балке», – вспоминала Евгения Лапко.
Сооружали мемориал методом народной стройки: денежные средства и материалы выделили ростовские предприятия. Работы завершили к 9 мая 1975 года.
В центре скульптурной композиции 16-метровая фигура Матери, с поднятой вверх рукой. За ней спрятался ребёнок. Рядом - мужчина, который протягивает руки, связанные колючей проволокой. Иногда в описаниях мемориала его называют красноармейцем.
«Центральный персонаж мужчины со связанными руками – это всё-таки еврей. В те времена невозможно было это выразить прямо. Я рад, что скульпторам удалось эту тему привнести эзоповым языком», - пояснял Рубен Мурадян.
Пространство выстроено так, что в полукруг врезается мыс «Вечного огня». Авторы долго добивались правильной акустики в этом месте - очень мешал шум проезжавших мимо машин. В итоге убрали 70 сантиметров ранее насыпанной земли и посторонние звуки у «Вечного огня» пропали.
Долго добивались зрительного эффекта, чтобы пилоны по краям мемориала из любой точки казались одинаковыми: одни увеличили, другие уменьшили, меняли углы наклона, но в результате пилоны кажутся стоящими знамёнами.
После капитальной реставрации в канун 65-летия Победы мемориал предстал в обновлённом виде, но некоторые первоначальные элементы не были восстановлены. Речь идёт о звуковом сопровождении: в траурном зале и у каждого из пилонов играла последняя часть 6-й симфонии Чайковского, а у «Вечного огня» «билось сердце». Не сохранились и надписи на пилонах, соответствующие каждому году войны:
"Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой"
"Всё для фронта, всё для победы!"
"Стоять насмерть! Ни шагу назад!" - таков приказ Родины"
"Мы не выпустим меч из своих рук до полного уничтожения фашизма"
"Наше дело правое - мы победили".
Редакция 1rnd.ru благодарит за подготовку этой серии публикаций Алексея Павловского, главу ООО "Бонус-Медиа" (проекты "РУфест", "Ваш персональный гид", "Клуб интеллектуалов", "Рио Рита – радость Победы").