Врач-бактериолог ОКДЦ Виктор Вологдин: «Многие врачи хотят работать у нас!»
Мы продолжаем рассказывать о лабораториях ГАУ РО «ОКДЦ». Сегодня — интервью с заведующим лаборатории клинической микробиологии Областного консультативно-диагностического центра, врачом-бактериологом Виктором Вологдиным.
— Виктор Геннадьевич, вы — врач-бактериолог высшей квалификационной категории. Как и когда Вы приняли решение посвятить жизнь лабораторной диагностике?
— Это решение я принял еще будучи студентом, когда проходил мимо военной микробиологической лаборатории родного города Читы. Заглянув в окна, я подсмотрел, как работают специалисты, и понял, что это мой путь. Впоследствии я даже несколько раз посещал эту лабораторию уже по служебным вопросам. В Областной консультативно-диагностический центр я пришел десять лет назад и с тех пор о своем выборе ни разу не пожалел. То, что я попал в ОКДЦ стало для меня чудом — я приехал из другого города, без каких-либо рекомендательных писем, чьих-то звонков, но уже имел опыт работы микробиологом, и в результате собеседования меня прекрасно приняли.
— Как изменился рабочий процесс лабораторий во время пандемии?
— До распространения Covid-19, все четыре лаборатории Центра работали по четкому графику. В связи с поставленными задачами выполнять качественное определение РНК возбудителя коронавируса SARS-CoV-2 методом ПЦР в режиме реального времени, в кратчайшие сроки прошла реорганизация в Лаборатории клинической патоморфологии и молекулярно-биологических исследований. В конце мая ОКДЦ первым в регионе в массовом порядке начал работать с ИФА тестами на антитела, которые используется для установления факта текущей или перенесенной инфекции. Эта была инициатива Лаборатории клинической биохимии и иммунологии. Там определяют иммуноглобулины класса G, которые являются маркером иммунитета к Covid-19. В скором будущем также планируем определять иммуноглобулины класса М (IgM), которые первыми реагируют на патогенные микроорганизмы, и запускают процесс дальнейшей защиты организма от коронавирусной инфекции.
Что касается нашей лаборатории клинической микробиологии, мы стали еще более внимательно относится к поступающему биоматериалу. Мы и до пандемии всегда работали с осознанием, что в лабораторию может попасть инфицированный материал — использовали перчатки, ламинарный бокс. Можно было бы сказать, что теперь наши врачи и лаборанты этому придают особое значение — но это скорее всего, психологический аспект, технически мы и так всегда были аккуратны.
— Какие инновационные и уникальные методы исследований проводятся в лаборатории клинической микробиологии?
— Наша лаборатория выполняет полный спектр микробиологических исследований. Она оснащена современными приборами и активами для оптимального решения поставленных задач, а это позволяет сократить время получения результата и снижает трудозатраты. Благодаря бактериологическим анализаторам «Вайтек 2 Компакт» идентификация микроорганизмов и определение чувствительности к широкому кругу антимикробных препаратов происходит в кратчайшие сроки — от пяти до восьми часов.
Автоматическая система гемокультивирования «BacT/ALERT 3D» определяет микробный рост в крови пациента в первые-вторые сутки, что обеспечивает высокую высеваемость широкого спектра микроорганизмов. Также Лаборатория осуществляет диагностику инвазивных микозов методом ИФА и серологическим методом. Определение в сыворотке крови галактоманнана на пятый-восьмой день опережает клинические проявления инвазивного аспергиллеза и помогает пульмонологам, терапевтам и врачам другим специальностей определить патоген на ранней стадии и назначить соответствующую терапию. Хорошо себя зарекомендовал метод окраски калькофлюором для выделения микромицетов из клинического материала пациента. Преимущество метода — возможность даже в толстых образцах взятого материала ясно различить детали морфологии гриба. А это незаменимое исследование для дерматологов.
— Многие исследования проводятся вручную?
— Микробиология — классическая специальность, в которой нельзя уйти от ежедневного просмотра чашек, приготовления микроскопических мазков, просмотра этих мазков... Несмотря на то, что практически всю рутинную работу мы доверяем бактериологическим анализаторам, врачи выполняют огромное количество подтверждающих, уточняющих тестов для определения микроорганизмов.
— Как обеспечивается высокая точность лабораторных исследований?
— Посредством внешней и внутренней оценки качества. Регулярный внутренний лабораторный контроль качества проводят наши врачи и лаборанты, при этом контролю подвергаются все этапы исследования — преаналитический, аналитический и постаналитический. То есть от сбора образцов материала для исследования и до выдачи результата пациенту. Внешняя оценка качества осуществляется путем периодического мониторинга качества лаборатории, регулярного контроля методов выделения микроорганизмов, участия в Федеральной системе внешней оценки качества клинических лабораторных исследований (ФСВОК) с отличными результатами.
— Что вы можете сказать о коллективе лаборатории?
— Коллектив отличный, лучшего коллектива я не видел! Слаженный, сработанный, понимающий. Вот небольшой пример: если в какой-то день пришло много биоматериала, а врачи свою работу уже сделали, они инициативно начинают помогать лаборантам. У нас полная взаимовыручка и взаимозаменяемость. Сотрудники Лаборатории занимаются практической и научной деятельностью. Наш врач-бактериолог проводит научно-исследовательскую работу на базе Кафедры микробиологии и вирусологии No 2 РостГМу и проходит обучение в аспирантуре. То есть работают очень высококвалифицированные специалисты. Ко мне часто обращаются достойные врачи из других медучреждений, с просьбой принять их в нашу лабораторию. Многие хотят работать у нас! Но я всегда отвечаю – извините, вакантных мест нет! С 2011 года команда лаборатории работает в неименном составе.
— Есть ли у Вас возможности и индивидуальные рецепты по поддержанию здорового образа жизни, ресурсного состояния?
- Нет никакого рецепта. Я просто с удовольствием хожу на работу и с удовольствием иду домой. В ОКДЦ меня ждут коллеги, которых я очень уважаю, а дома – моя любимая семья. Руководителями становятся в зрелом возрасте, когда дети уже выросли, и можно больше времени и сил отдавать профессии. Близкие к этому относятся абсолютно лояльно, тем более, что моя жена тоже медик и понимает меня.
Беседовала о здоровье Светлана Черновол