Ростов послевоенный: как Большой театр превратился в цирк
Театры и цирки всегда привлекали жителей Ростова-на-Дону: первые появились в 30-е годы XIX века. И когда купчиха Пелагея Дмитриевна Машонкина приобрела огромный – размером чуть не в полквартала – земельный участок, у нее было четкое понимание того, что на этом участке будет построено.
Так в 1890-х годах на улице Сенной (ныне – М. Горького), между проспектом Таганрогским (ныне – Буденновским) и переулком Почтовым (ныне – Островского) появился целый «Зрелищный городок», как его иногда называли. Здесь были два здания театра «Буфф»: в одном проходили представления в зимнее время, в другом – в летнее. На углу Сенной и Таганрогского выстроили театр-цирк, к которому с запада примыкала конюшня.
Все эти здания были деревянные. А деревянные здания зачастую недолговечны. И уже в 1905 году Пелагея Дмитриевна приступила к строительству двух новых зданий – деревянного летнего павильона театра «Буфф» и кирпичного театра на месте театра-цирка. Новый летний павильон, не просуществовав и двух лет, сгорел. А вот кирпичный театр…
Проектировал новое театральное здание архитектор Соколов. Правда, он не дожил до завершения его строительства – умер 11 апреля 1906 года. Открытие нового театра Пелагеи Машонкиной состоялось 12 октября того же года. На первых посетителей здание произвело двойственное впечатление. Да, противопожарная безопасность обеспечивалась, поскольку «наружных запасных выходов в театре имеется масса», но в то же время «выходов из отдельных рядов очень мало и в случае несчастья публика должна прыгать из верхних рядов в нижние, через барьеры, то есть с довольно значительной вышины». Да, театральный зал был очень вместительным – на 1700 зрителей, «но при более удачном распределении мест он мог бы вместить до 2500 человек». Да, сцена была большой и имела «массу помещений для хранения декораций», но зрительный зал был так широк, что «из крайних лож и мест за ложами публика может видеть только один угол сцены. Из крайних же мест последних рядов балкона ничего не видно».
Ко всему этому добавлялись следующие неудобства: «Акустика машонкинского театра удручает самих артистов… Пение и музыка сливаются в один неопределенный шум»; здание театра «очень плохо отапливалось, а при температуре ниже нуля заставить своих артисток и балерин играть в трико, а зрителей – сидеть в зале, прикрывшись шубами и теплыми шапками, было очень трудно».
Со временем репутация театра в глазах журналистов становилась все хуже. Местные театральные критики называли его «гробницей, именуемой театром Машонкина»; писали, что «цирку здесь место вполне подходящее… За сравнительно недавнее существование этого театра в стенах его нашли себе могилы представители и оперы, и драмы, и фарса, и оперетки».
Но – странное дело – именно в этом здании в мае 1908 года выступила танцовщица Айседора Дункан, в марте 1914 года читал свои стихи Владимир Маяковский (вместе с коллегами Василием Каменским и Давидом Бурлюком), в июле 1919 года дал концерт Александр Вертинский. В общем, Машонкинский театр не пустовал. И еще до революции его стали именовать Большим театром – причем, не только в газетах, но и в справочниках о Ростове-на-Дону.
К тому же в этом здании регулярно проходили цирковые представления, поскольку устройство сцены позволяло быстро переоборудовать ее из театральной в цирковую. На протяжении XIX – начала ХХ веков посещавшие наш город цирковые коллективы арендовали различные здания. Но после 1906 года они стали выступать, в основном, в театре Машонкиной: здесь «часто работали цирки братьев Винкиных, Никитиных, Труцци и других известных антрепренеров». И, как правило, собирали полный зал…
После гражданской войны название «Большой театр» прочно закрепилось за зданием, в котором продолжали соседствовать театр и цирк. Правда, в духе новой эпохи, Большому театру присвоили имя Карла Маркса. В 1920-х годах здесь проходили выступления Ростовского театра музыкальной комедии, гастроли экспериментального театра Мейерхольда, представления цирка Центрального управления государственных цирков Народного комиссариата просвещения.
В 1930 году был проведен ремонт здания, построенного Машонкиной, в ходе которого была «переоборудована сцена, построен амфитеатр, поднят пол, частично опущен потолок». Главным последствием этого ремонта стало изгнание цирка из стен здания и перевод в него театра имени Луначарского, который с этого времени стал именоваться Большим драматическим театром. А в 1935 году здесь вновь разместился театр музыкальной комедии. Ростовская публика с удовольствием ходила на постановки таких оперетт как «Фиалка Монмартра», «Последний чардаш», «Сорочинская ярмарка», «Искатели сокровищ», «Соловьиный сад», «Зеленый шум»…
Во время второго захвата Ростова-на-Дону фашистами (22 – 24 июля 1942 года) здание Большого театра сгорело. В результате пожара были полностью утрачены: кровля и стропильная система крыши, оконные и дверные заполнения, перегородки, полы; частично – перекрытия. От прежнего здания остался лишь остов несущих стен.
Когда враг был изгнан, возник вопрос: как поступить со зданием? В конце концов приняли решение возвести новое, использовав часть сохранившихся конструкций старого здания. При этом строение предназначалось исключительно для цирка.
Проект нового здания был разработан в 1947 – 1950 годах архитекторами московского проектного института «Моснаучтехпроект». Возглавил авторский коллектив архитектор А.В. Барулин. В дальнейшем в состав коллектива вошла также группа ростовских архитекторов и инженеров, во главе с архитектором Г.А. Петровым. Автором скульптурной композиции на главном фасаде здания стал И.И. Резниченко – преподаватель ростовского училища искусств им. М.Б. Грекова.
«Ценный вклад в строительство здания внесли инженеры, товарищи Щепетов и Журавлев. По их проекту строители впервые в истории строительства цирков осуществили весьма сложное в техническом отношении сооружение – 32-метровый железобетонный тонкостенный купол, облицованный звукопоглощающими плитами, что в значительной степени улучшает акустику. В купол вмонтирована 13-метровая колосниковая решетка. Над решеткой установлено технологическое оборудование, обеспечивающее выполнение любого жанра воздушного циркового номера», - писали журналисты.
Фасад здания цирка был оформлен в духе советского неоклассицизма, доминировавшего в архитектуре послевоенных лет. В том же стиле было выполнено убранство зрительного зала. По проекту он должен был вмещать 1465 человек; фактическая вместимость зала составила 1424 человека. Помимо него, в здании были оборудованы репетиционный зал, фойе, столовая, буфет, а также пять боксов с вольерами для животных. Здание отличалось повышенным уровнем комфорта и высоким качеством отделки интерьеров и фасадов. По мнению тогдашнего директора ростовского цирка Г.А. Алиева, это здание являлось «лучшим из цирков Европы».
Строительство здания вел трест «Ростовгорстрой». К октябрю 1955 года были возведены несущие конструкции; отделка помещений продолжалась до лета 1957 года. А 1 августа состоялось торжественное открытие Ростовского государственного цирка, которое ознаменовалось выступлением выдающегося иллюзиониста Эмиля Кио.
За прошедшие десятилетия здесь выступили многие известные артисты, представляющие различные направления циркового искусства. И до сих пор здание, построенное на месте бывшего театра купчихи Пелагеи Машонкиной, является одним из любимых ростовчанами мест проведения досуга.
Александр Харченко специально для 1Rnd.ru.