«Экстремисты могут попасть в спортивные круги» - эксперт о новой стратегии противодействия экстремизму
В России утверждена новая редакция Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года. Что изменилось в документе и как это отразится на жизни людей, разбираемся с экспертом Президентской академии, профессором кафедры процессуального права Южно-Российского института управления РАНХиГС Сергеем Воронцовым.
- Сергей Алексеевич, расскажите, какова основная мысль новой Стратегии?
- В новой редакции документа стратегические подходы к противодействию экстремизму приведены в соответствие с реально существующими угрозами национальной безопасности России. Стратегия направлена на дальнейшее совершенствование взаимодействия органов обеспечения безопасности и правопорядка с гражданским обществом, а также на повышение доверия граждан к органам власти и правоохранительной системе. Это логично в условиях периодически пресекаемых экстремистских и террористических проявлений.
- Чем отличается новая редакция Стратегии от предыдущей?
- Ключевое значение, на мой взгляд, имеют ряд положений.
Первое. Документ представляет собой основу стратегического планирования, определяя цели и задачи в интересах национальной безопасности (ст.2). В предыдущей версии не упоминалось ни о стратегическом планировании, ни о национальной безопасности. В новой редакции расширено определение ключевых терминов – добавлено понятие «идеология насилия», под которой понимается «совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей (п. «а» ст. 4).
Второе. В Стратегии отмечена возрастающая опасность вовлечения в экстремистскую деятельность не только абстрактной «молодежи», но конкретно указано на несовершеннолетних, в связи с их иммунитетом к уголовной ответственности и низкой сопротивляемости информационно-психологическому воздействию (ст. 19). Если в документе 2014 года говорилось о негативных тенденциях в среде футбольных фанатов, современная редакция документа свидетельствует о серьезной озабоченности в отношении спортивной сферы в принципе, и опасности проникновения экстремистски настроенных элементов в преподавательско-тренерские круги (ст. 25).
Третье. В области правоохранительной деятельности добавлены три важные новеллы: напрямую указывается на противодействие инспирированию «цветных» революций; вместе с реализацией принципа неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность добавлен важный принцип соразмерности наказания. Кроме того, в области мер обеспечения миграционной политики документ требует скоординированности действий по недопущению формирования неблагоприятной миграционной ситуации, воспрепятствованию возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов или ситуации социальной исключительности отдельных групп граждан. Напрямую указано требование развития информационных систем учета нежелательных граждан.
- А какова вообще миграционная ситуация в Ростовской области? Насколько это положение актуально для нас?
- Актуальность данного раздела Стратегии подтверждается практикой работы ФСБ России, сотрудники которой буквально на днях сообщили о выявлении и пресечении на территории Ростовской области деятельности законспирированной ячейки сторонников МТО «Исламское государство»* (*запрещена в России), в состав которой входили шесть жителей региона из числа граждан одной из среднеазиатских стран и России. Они готовили нападения на сотрудников полиции и планировали совершение терактов в медицинских и учебных заведениях.
- Как бы вы охарактеризовали документ в целом?
- Стратегия актуальна и своевременна. Она призвана формулировать цели и задачи развития и защиты населения от угроз и рисков в информационном пространстве, а также экстремистских и террористических проявлений. Документ нацелен на комплексный системный подход к реализации указанных целей и задач, на согласованные и взаимосвязанные действия и мероприятия, которые базировались бы на целевых индикаторах и показателях на каждом этапе реализации. Важной частью стратегии является также четко прописанная система мониторинга и мер юридического контроля за достижением конечных и промежуточных результатов.