Донской химик рассказал, чем грозит катастрофа на Камчатке
Эксперт Южного федерального университета, кандидат химических наук Александр Тягливый рассказал, как влияют на окружающую среду фенол и нефтепродукты, обнаруженные в воде на Камчатке.
В воде прибрежной зоны Камчатки превышена предельно допустимая концентрация по фенолу и нефтепродуктам. Как объяснил эксперт, это случилось по вине человека и, как правило, такие загрязнения происходят в результате работы фабрик и заводов. И хотя фенолы образуются в водоёмах за счёт естественных процессов, их концентрация обычно незначительна. Сейчас же она смертельно опасна.
«В худшем случае живые обитатели погибают, но также токсичные вещества накапливаются в организмах обитателей водоёмов, а потом мясо рыбы будет их содержать и по пищевой цепочке может попасть в пищу человека. В целом содержание соединений фенолов как в водоёмах, так и пищевых продуктах, контролируется на уровне государственных органов. Мясо, которое поступает в пищевую промышленность и продажу, проходит контроль, в том числе и на содержание фенолов. Но риск попадания такой рыбы на стол россиян существует, например, если продукция добывалась и перерабатывалась не промышленном способом, а частным, где такого контроля нет. Плюс, попадание такой загрязнённой воды в общие источники водоснабжения тоже несёт угрозу людям и окружающей среде», - объяснил Тягливый.
Однако фенолы не настолько опасны для человека, как нефтепродукты, которые также попали в воду. По словам эксперта, фенолы быстро разрушаются в открытой среде и окисляются, однако это приносит новые проблемы, поскольку снижается содержание кислорода. Кроме того, продукты окисления фенолов тоже могут быть токсичными и ядовитыми.
Нефтепродукты же очень медленно перерабатываются и откладываются в донных отложениях. Из-за них могут погибнуть оставшиеся обитатели флоры и фауны водоёмов, так как продукты создают тонкую плёнку на поверхности воды и препятствуют доступу кислорода к воде. Канцерогенные вещества в их составе также могут скопиться в рыбе и попасть на стол к человеку.
Как уточнил химик, восстановлению природы на Камчатке сейчас мешает ряд факторов.
«Нефтепродукты бывают разные. Одно дело, если мы говорим о плёнке на поверхности, то её можно удалять не только химическим способом, но и физическим. Другое дело, если нефтепродукты образуют с водой эмульсию. То есть это не плёнка на поверхности, а распределение нефтепродуктов в толще водного слоя. И вот эта ситуация гораздо хуже, потому что в этом случае очистить воду могут только специальные бактерии. В целом такие разработки есть, существует специально выращенная бактерия, которая способна устранять последствия попадания нефтепродуктов в окружающую среду. Эта бактерия попросту перерабатывает и разлагает нефтепродукты. Но, во-первых, это все ещё разработки, а не поставленный на поток процесс. И, во-вторых, все, что делается бактериями – это медленно. А вот если нефтепродукты попадут в донные отложения, то на устранение последствий катастрофы потребуется столько времени, сколько делает это окружающая среда самостоятельно. А это уже вопрос не месяцев, а нескольких лет. Поэтому все зависит от конкретной ситуации. На данный момент мне неизвестно, как эти нефтепродукты сосредоточены: на поверхности или в толще воды. Если всё же в толще, то восстановление займёт гораздо больше времени, нежели просто принять экстренные меры, засыпать абсорбентом и удалить», - отметил специалист Александр Тягливый.