Ростову грозит транспортный коллапс из-за долгов за 219 автобусов
До конца года у ростовских АТП могут изъять 219 автобусов, взятых в лизинг. Причина этого – огромные убытки перевозчиков в период пандемии.
Компания «Лизинговое агентство», предоставившая ростовским перевозчикам автобусы, направила письмо заместителю губернатора Виктору Вовку. Его обнародовал член общественного совета дептранса Ростова Николай Ларин. В письме предприятие просит «безотлагательно принять меры по финансовой поддержке автотранспортных предприятий», чтобы те, в свою очередь, имели возможность исполнить свои долговые обязательства.
В письме речь идет о пяти городских перевозчиках – «АТП-5», «Янтарь», «КАРАТ», «Авто-Сити» и «Легион-Авто-Транс». Но по факту, подчеркивает Николай Ларин, проблемы есть у абсолютно всех ростовских автотранспортных предприятий. В лизинге находится больше 500 городских автобусов, "Лизинговое агентство" лишь одна из компаний, предоставивших подвижной состав перевозчикам.
О проблеме давно известно как городским, так и региональным властям. Василий Голубев в апреле этого года предлагал субсидировать АТП, которые приобрели транспорт по лизинговым программам. Однако сделать это собирались при поддержке федеральных средств – взять все затраты на себя регион просто не сможет.
"У нас в Ростове-на-Дону не менее половины пассажирского транспорта сегодня в лизинге, это предприятия муниципальные, как правило, и это может создать проблему", - так оценивал губернатор возможный коллапс из-за неплатежей.
Весной предлагалось рассмотреть реструктуризацию лизинговых платежей по транспортным средствам. Но этого, как мы видим, не произошло. При этом лизинговые компании уже угрожали ростовским АТП штрафными санкциями и изъятием автобусов. В дело вмешались губернатор, глава администрации Ростова и уполномоченный по защите прав предпринимателей Олег Дереза. Высокопоставленная рука помощи вытащила ростовские АТП с самого дна, но условия лизинга стали жестче – перевозчикам пришлось платить дополнительные проценты в качестве неустойки.
Представители АТП-5 в июне этого года рассказывали "Российской газете", что после этих санкций их ежемесячный платеж вырос с 23 до 29 млн рублей. Для сравнения: выручка предприятия за август составила 800 тысяч, в мае – 1,5 млн. Подобное происходит со всеми перевозчиками, которые из-за первой волны ограничений несколько месяцев буквально возили по городу воздух. Летом ситуация стала получше, но не настолько, чтобы выплатить накопившиеся за весну многомиллионные долги. А 1 октября закончилась и предоставленная отсрочка. Продлевать её не хотят.
«Полного восстановления финансового положения автотранспортных предприятий до докарантинного уровня не произошло. А в свете введения новых ограничений представляется невозможным», - объясняет «Лизинговое агентство».
Надо понимать, что лизинговые фирмы в свою очередь оплачивают предмет лизинга из заемных средств, чаще всего они берут банковский кредит. В случае просрочки по кредитному договору ставка при следующем заимствовании увеличивается, а это крайне болезненно для «профессиональных заемщиков». Ровно об этом «Лизинговое агентство» и пишет в обращении к заместителю губернатора. Выход из ситуации один – оплатить накопившийся долг. До конца года все займы нужно закрыть.
Директор дептранса Ростова Христофор Ермашов в беседе с 1rnd подчеркнул, что перевозчикам сейчас пытаются помочь. Он напомнил, что ростовским АТП в июле выделяли средства на частичную компенсацию затрат, связанных с выплатой заработка работникам. Но назвать это существенной помощью едва ли можно: предприятиям выделили 65 млн рублей из областного бюджета. Если разделить эту сумму на всех, то получится, что денег не хватит даже на покрытие месячного лизингового платежа одного-единственного АТП-5, который составляет, напомним, 29 млн рублей.
Конечно, выбраться из долговой ямы перевозчики пытаются и сами. Стали подсчитывать убытки. Выяснилось, что 900 млн рублей в год они теряют на льготниках. Об этом АТП рассказали губернатору еще в августе в открытом письме. Они объяснили, что стоимость единого проездного билета (ЕСПБ), по которому ездят федеральные льготники, не отражает реальные затраты на проезд:
- Цена ЕСПБ соответствует сумме оплаты примерно 12 поездок на городском общественном транспорте в Ростове-на-Дону. Однако исследование пассажиропотока, проведенное в городе осенью прошлого года, показало, что в среднем на каждый ЕСПБ приходится около 136 поездок, то есть, в 11 раз больше, чем предусматривает стоимость билета, - сказано в письме. - Таким образом, полный объем возмещений, полученных перевозчиками по этой категории пассажиров, составил 37,8 млн рублей. При этом исходя из тарифов на пассажирские перевозки фактический объем услуг, оказанных федеральным льготникам, превысил 373 млн рублей.
Губернатор в ответ поручил своему заместителю и региональному министерству транспорта рассмотреть вопрос и внести предложения. С тех пор об этом ничего не слышно.
О мерах, принимаемых для выхода из критической ситуации, в минтрансе Ростовской области говорят достаточно туманно:
«В настоящее время министерством транспорта Ростовской области совместно с транспортными предприятиями, имеющими подвижной состав в лизинге, готовятся предложения о помощи по лизинговым платежам. С лизинговыми компаниями в индивидуальном порядке проводится работа по поиску взаимовыгодных решений проблемы».
Вопрос в том, успеют ли власти «подготовить предложения» быстрее, чем Ростов останется на зиму без автобусов, а пять городских АТП разорятся.