«Есть вещи, которые не могли не случиться»: эксперты о пожаре в доме Сариевых
Минувшей ночью в самом центре Ростова, под боком у здания областного правительства, сгорел памятник культурного наследия – доходный дом Сариевых. Предварительная причина пожара – занесение огня извне. 1rnd пообщался с людьми, которые давно били тревогу, о судьбе памятника и о том, что привело к его разрушению.
Елена Чернышева, член Межведомственной комиссии по сохранению архитектурно-художественной среды исторической части города и координатор проекта «МойФасад»:
Я сейчас очень зла. Я объясню, почему – я месяца два или три дергала администрацию на предмет того, что у вас объект культурного наследия в центре города открытый стоит, закройте доступ – ФЗ-73 никто не отменял. Последнее обращение отправлял Комитет по охране памятников архитектуры и объектов культурного наследия на имя Логвиненко. И так ситуация и не изменилась.
Здание на протяжении длительного времени стояло нараспашку, все это видели, а это прямое нарушение закона об охране памятников. Можно, конечно, в данной ситуации уйти в бюрократию и говорить о том, что здание не принадлежит городу – там сложная ситуация с владельцами, несколько владельцев – то есть, при желании изъюлиться можно, но по факту эта ситуация была очевидна. Так просто нельзя было.
Комитет по охране памятников действует в рамках своих регламентов: они могут дать предписание собственникам: по ФЗ-73 именно они несут ответственность за сохранность объекта культурного наследия. Они написали обращение на имя нашего главы города, но реакции никакой не последовало. Почему ее не последовало, я не знаю, но считаю, что эта ситуация неадекватная – в 2020 году у нас объект культурного наследия не могут закрыть и законсервировать.
Вход был открыт прямо со стороны Большой Садовой. Я несколько месяцев ходила и это наблюдала, регулярно писала письма. Большего, к сожалению, я сделать не могла, поскольку есть стандартная процедура, как эту ситуацию можно разрешить. У общественности сейчас не так много инструментов, чтобы повлиять. Вы, я, любой человек, без разницы градозащитник вы или простой горожанин, замечаете потенциальный вред объекту культурного наследия, пишете в Комитет по охране памятников либо звоните им, они выезжают на место, фиксируют и предпринимают какие бы то ни было дальнейшие действия.
Мы живем не в идеальной вселенной, и у наших объектов культурного наследия, которые ветшают и разрушаются, есть определенные проблемы. Да, действительно, несколько собственников бывает и какой-то из собственников не хочет подвал продавать и так далее, но вопрос в том, что все равно нужно решать как-то проблему.
Нельзя просто на пять лет забыть о здании – и пусть оно там хоть горит, пусть с ним происходит что угодно просто потому, что формально это пока не единый объект, принадлежащий муниципалитету. Я считаю это варварством.
То, что произошло с домом Сариевых – это, понимаете, классика жанра, это ведь вопрос о консервации. Когда объект культурного наследия расселяют, далее сценарий ведь предсказуемый, но для нас это почему-то каждый раз удивление. Очевидно, что расселенное здание нужно законсервировать и поддерживать его в таком состоянии и что к этой процедуре нужно готовиться. А сейчас зачастую что происходит: пока не выкупят все площади, не сольют это в один имущественный объект и не передадут его городу, формально это не их собственность. И зачем тогда запрашивать средства на консервацию?
А тем временем передача может занимать долгое время, а здание, отключенное от коммуникаций, начинает разваливаться. И момент, который я часто слышу в комментариях, что у нас такие злые общественники грызутся за свои ветхие здания. Так проблема-то не в зданиях. Они становятся ветхими и начинают развалиться просто из-за безхозяйственного отношения. Ну то есть, с ними то более-менее все нормально, даже с аварийными объектами, они довольно часто операбельны. Но если их оставить на пять лет в таком состоянии, то, конечно, они превратятся в труху.
Я думаю, что в этой ситуации даже вопрос не в том, кто виноват в пожаре, а в безхозяйственности города и отсутствии ответственности. Ведь разные департаменты и комитеты администрации созданы, чтобы решать проблемы. Это то, чего нам сейчас в городе не хватает – реального решения проблем, а не просто какого-то фантазирования и объяснений, почему мы не можем это сделать.
Мне стыдно. Мне откровенно на данный момент стыдно за то, что происходит с моим городом. Этого можно было бы избежать, иначе выстроив процессы. Но этого не произошло. А потом все сидят, разводят руками - и ничего не меняется.
Александр Кожин, руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
Дело в том, что есть вещи, которые не могли не случиться. Это вот как раз тот случай, когда здание находится в центре города, оно брошенное фактически, потому что имеет трех хозяев. Это точно как в той пословице – у семи нянек дитя без глазу. Вот три хозяина – это и муниципалитет, и фирма «Славяне» и фирма, которой принадлежит магазин «Честер».
Если бы был хозяин один, такого бы просто не могло случиться. Рядом вот стоит бывший «Арбат Престиж». И вот там никаких пожаров нет, потому что все закрыто и сторож есть. А здесь… Со стороны Шаумяна, конечно, не зайдешь, потому что там общий двор с одной из силовых структур, которая занимает угол Шаумяна и Ворошиловского. А вот с главного входа со стороны Садовой я лично прекрасно заходил, потому что открыты были обе двери.
Видно было, что это все загаженное уже место, там люди ходят в туалет, которым необходимо. Здание закрепляли, то есть, там везде такие массивные металлические конструкции, которые не дают ему упасть прямо на Садовую. Как мне сказал человек, который является совладельцем, здание не упадет, но вот то, что оно не сгорит, конечно, никто обещать не мог, потому что для этого нужно было бы сделать то же самое, что и в гостинице «Московской» или в здании «Арбат Престижа». Они тоже стоят уже долгое время, но здания закрыты, есть сторожа, есть ответственные – и там просто этого не может быть. А это вот здание самое заметное из всех, где открыты окна и двери.
Следующий пожар должен быть также на Ворошиловском между Социалистической и Серафимовича, потому что там полквартала в сторону Газетного – это здания, где уже окна и двери выбиты, хотя там до недавнего времени была жизнь: офисы, магазины, рестораны. А теперь все это брошено и открыто.
Вот меня спрашивают, поджог это или не поджог – никто это специально, конечно, не поджигал. Но просто когда такая погода, есть люди, которым некуда деться, и есть здание, куда можно сунуться и разжечь костер – то это все рано или поздно вспыхнет.
Это то здание, которое войну пережило. Оно наименее пострадало, хотя пол Садовой лежало в руинах. Здесь до конца 1943 года уже открыли библиотеку Горького, которая позже переехала.
И ведь объект хотели продать совсем недавно. Но если бы это действительно за 5 рублей продали, как обещали, надежному какому-то бизнесмену, который бы это все купил, было бы с кого спрашивать. Так, в принципе, тоже есть с кого спрашивать – это фирма «Славяне» с испорченной репутацией, как я считаю – потому что нельзя такие вещи допускать, это администрация города, потому что собственность именно городская была, а не, скажем областная, ну и в меньшей степени это вот фирма, которая все сделала, чтобы отстоять здание. Видимо, у них сил не хватает, они, по-моему, владеют только 8%, но они что-то делали – и в прокуратуру обращались и добились того, чтобы здесь провели работы и потом, насколько я знаю, они через суд долю, которую должны были оплатить другие совладельцы, получили.