10:23, 5 декабря 2020 г.

Крупнейший регбийный клуб Дона пришел в упадок: как и почему это случилось?

Фото:

Таганрогский регбийный клуб «Булава» с 60-летней историей в этом году оказался на грани финансового краха. Многие топовые игроки перешли в другие клубы, оставшиеся жалуются, что им не платят по контрактам. Как бюджет одного из крупнейших на юге России регбийных клубов оказался стремительно опустел, разбирался 1rnd.

В Таганроге регби является очень популярным видом спорта, на каждый матч стадион «Торпедо» наводняют тысячи фанатов. В городе есть детско-юношеские спортивные школы, где тренируют юных регбистов, и достаточно сильный тренерский состав. Одним словом, регби имеет в Таганроге глубокие корни.

Регбийный клуб «Радуга» (позже переименованный в «Булаву») возник в Таганроге в далеком 1960 году. За свою 60-летнюю историю он успел завоевать множество наград и званий - в 1983, 1984, 1986 команда выигрывала Кубок России, а 1985 году стала Чемпионом РСФСР. В постсоветской России клуб также оставался одним из лучших в России – в 2017 году команда завоевала «Малый Кубок России», а в 2018 – повторила свое право на трофей.

Тренировка РК

Существовал РК «Булава» на деньги спонсоров и партнеров, в том числе на средства, выделяемые Министерством спорта Ростовской области. До 2018 года ежегодный бюджет клуба был около 12-15 млн рублей, рассказывает учредитель клуба Антон Харакоз – он возглавил «Булаву» в 2014 году. Этого хватало, чтобы играть в Высшей лиге и периодически проходить в плей-офф Суперлиги. Руководство клуба, тем не менее, все время находилось в поисках средств для его развития. В 2018 году, когда председателем Федерации регби России стал Игорь Артемьев, для клуба открылись новые возможности:

- В конце 2018 года приезжала Федерация регби России (ФРР), они нас посмотрели, «Булава» попала в реестр перспективных команд для развития и оказания им финансовой помощи. В 2019 году прошла встреча, на которой нам сообщили о решении направить порядка 70 млн рублей для развития регби в Ростовской области, 51млн предназначался для «Булавы» Средства должны были поступить двумя траншами, - рассказывает Антон Харакоз.

Антон Харакоз - один из учредитель

В 2017 году Федерацию регби Ростовской области возглавил Владимир Карагодин – депутат гордумы Таганрога и член Законодательного собрания Ростовской области от партии «Единая Россия». Финансирование должно было осуществляться по следующей схеме: Федерация регби России переводило средства на счет Федерации регби Ростовской области (ФРРО), а та, в свою очередь – на счет клуба.

Узнав о том, что у клуба наконец-то будет достойное финансирование, Антон Харакоз пригласил в клуб топовых игроков и сильный тренерский состав – главным тренером стал Вячеслав Грачев, мастер спорта России международного класса. Расчет был на игру в Премьер-лиге. Однако во втором полугодии 2019 обещанные средства вторым траншем так и не пришли.

После этого у клуба началась черная полоса, которая продолжается по сей день. Получилось так, что контракты со спортсменами и тренерами уже заключили из расчета, что годовое финансирование клуба составит около 50 млн рублей. Однако по факту клуб получил лишь 38 миллионов. Игрокам оказалось не с чего оплатить положенную по контракту зарплату.

- Спортсменам неинтересно знать, что тебя подставили поставщики и партнеры, им интересно, чтоб ты выплатил им обещанные деньги и дальше вопросы никакие, кроме как связанные с тренировками, их особо не волнуют.

Президент Федерации регби РО Владимир Карагодин корень проблемы увидел в «высокорисковой политике клуба», которая состояла, по его мнению, именно в том, что руководство не рассчитало бюджет и наняло «дорогих» игроков. Один из учредителей «Булавы» Антон Харакоз подчеркивает, что винить в финансовых проблемах руководства клуба – хорошая позиция, но, если разобраться в деталях, то выходит, что бюджет принимается с большой оглядкой на прогнозируемое финансирование от ФРРО. И исходя из обещаний самого Карагодина и составляются все сметы.

Владимир Карагодин - президент ФРРО

В конце концов, из-за финансовых и юридических проблем клуб сменил юрлицо, а его председателем (человеком, который контролирует в том числе и финансовые потоки) был выбран Валерий Быков – руководитель стадиона «Торпедо» и второй человек в ФРРО, занимающий там пост исполнительного директора, по сути – первого заместителя Карагодина. Всё вроде бы решили начать с чистого листа, и финансирование появилось – заручившись поддержкой Федерации регби России, Карагодин озвучил бюджет на сезон еще больше прошлогоднего - в 93 млн рублей, вспоминает Антон Харакоз. И не просто озвучил, эти данные его соратник Валерий Быков зафиксировал в смете расходов команды на год за своей подписью и печатью.

Позже в клуб пришел работать Антон Бурдаев – помощник депутата Карагодина. Одним словом, президент ФРРО собрал очень сплоченную и преданную ему команду и поставил ее руководить клубом. Кроме того, Быков сохранил свой пост исполнительного директора и в Федерации. Казалось бы – теперь все пойдет как надо.

Валерий Быков - председатель правления

Но обещанные средства снова не дошли – клуб получил 30 млн рублей от ФРРО, 12 млн – от донского Минспорта и 10 млн от спонсоров и партнеров – всего 52 млн из ожидаемых 93. В довершение ко всему, новые люди в руководстве клуба – Быков и Бурдаев – стали странно расходовать и без того скромные средства.

Так, Быков в качестве председателя «Булавы» сразу же посадил на оклад свою жену – Татьяну Быкову. Она стала начальником отдела кадров (и остается им до сих пор). А после этого уже как исполнительный директор ФРРО Быков перевел 1 миллион рублей со счета Федерации некоей турфирме «Авиа-Сити». Этот платеж зафиксирован 27 марта (все финансовые документы есть в распоряжении редакции), а уже 10 апреля «Булава» получила от ФРРО только 2,5 млн рублей вместо 5,4 млн, обозначенном в штатном расписании клуба самим Быковым.

Естественно, РК «Булава» столкнулся с прошлогодними проблемами: из-за недофинансирования клуб не смог закрыть даже долги по зарплате игрокам. 30 апреля Быков переводит еще 1,8 млн «Авиа-сити», несмотря на то, что клуб, которым он управляет, находится в патовом положении – игрокам и тренерам не с чего платить авансы и зарплаты – те начинают обвинять спортивного директора Антона Харакоза, который заключал с ними контракты.

28 апреля в ситуацию вмешивается Владимир Карагодин, но лишь затем, чтобы сообщить, что у ФРРО средств нет, а все деньги «Булава» получает исправно. Ответственность за сложившуюся ситуацию Карагодин переложил на учредителей клуба, хотя те вообще не занимались финансовыми вопросами, в отличие от его сподвижника Быкова.

Деньги от «Авиа-Сити» вернулись только 12 мая, да и то не все: из 2,8 млн на счета ФРРО перечислили только 2,3 млн.

До инцидента с турфирмой - 1 марта - Быков заключает контракт с ИП «Бурдаев» - помощником депутата Карагодина и, собственно, заместителем исполнительного директора «Булавы». Однако больше вопросов вызывает сама суть контракта – это договор об организации трансляции матчей «Булавы», которыми фактически и так занимается «Матч-ТВ». А услуга, грубо говоря, заключалась в размещении ссылки на сайте клуба.

14 мая правление клуба решает уволить Быкова за несоответствие занимаемой должности – но свой пост в Федерации он сохраняет.

Командная фотосессия

А подобные контракты – на «организацию и обеспечение домашних игр команды» после его ухода уже продолжил заключать «сам с собой» сам Бурдаев в качестве и.о. председателя клуба. При этом никто из правления об этом не знал, а вскрылось это в июне после того, как в клуб пришел протокол инспектора матча, в котором организации проведения игры поставили неутешительное «плохо». После этого своей должности в клубе лишился и Бурдаев. Сотрудничество с ИП «Бурдаев» стоило бюджету «Булавы» в общей сложности около 300 тысяч рублей – и это без учета зарплат (выписка по счету имеется в распоряжении редакции).

Тем временем, в июне финансовые проблемы клуба достигают грандиозного размаха. К середине сезона, написал игрок «Булавы» Илья Демушкин, зарплата игрокам выдавалась частично, а ее размер сократился на 35 %. Клуб попросту остался без денег. Игрок указал, что РК должен 300-500 тысяч каждому игроку. Сам Демушкин обвинил в этом спортивного директора Антона Харакоза и учредителя клуба Михаила Смородина.

Смородин, в свою очередь, в письме Федерации регби России описал, что финансовые проблемы клуба напрямую связаны с управленческой деятельностью Быкова и Бурдаева, которых «пропихнул» в клуб президент Федерации регби РО Владимир Карагодин. Кроме того, Смородин указал, что у «Булавы» до сих пор нет оформленных отношений с самой Федерацией, хотя она является «единственным распорядителем всех финансовых потоков, поступающих на развитие регби в регион.

Президент ФРРО Владимир Карагозин в ответ заявляет, что виной всем проблемам «изначально дефицитный бюджет».

- Я управлял клубом с 2014 года. Я хорошо знаю, как набирать команду при 10-15 млн рублей на год. Если бы руководитель Федерации изначально не озвучивал в несколько раз больший бюджет, я бы набирал игроков в соответствии с ним. А так получается, что я остался виноватым – ведь профессиональные игроки не получают своих денег, а нанимал их я, а не кто-то еще, - поясняет Антон Харакоз, бывший спортивный директор клуба. В сентябре он вовсе прекратил сотрудничество с «Булавой», устав от обвинений со стороны игроков.

Сейчас «Булаву» хотят переместить из Таганрога в донскую столицу и объединить с ФК «Ростов». Ростов ведь город больших возможностей, тут лучше стадионы, а инвесторов больше, вот только профессиональное сообщество не уверено, что здесь регби привлечет столько же интереса, сколько в Таганроге, где у этого вида спорта уже сформировалась некоторая традиция.

Кроме того, очень остро стоит вопрос с финансированием – все свои долги перед игроками клуб не выплатил до сих пор, кроме того, «Булава» потерпела колоссальные репутационные убытки из-за больших задержек в зарплате и парада отставок управленцев.

Сам Владимир Карагодин в разговоре с корреспондентом 1rnd подчеркнул, что влияние Федерации регби Ростовской области на РК «Булава» преувеличено – всеми финансовыми и управленческими вопросами занимается руководство самого клуба, а задача Федерации лишь исправно перечислять деньги. Обещанные 90 млн остались лишь на словах и в сметах, подписанных Быковым в качестве председателя «Булавы» - то есть, юридически никаких обязательств Федерация не нарушила и все деньги довела. Однако учредитель клуба Антон Харакоз напоминает, что управлял финансовыми потоками и составлял сметы человек, напрямую связанный с президентом ФРРО. Вряд ли бы при этом он брал цифры с потолка, косвенно это подтверждает то, что финансирование изначально должно было быть больше.

Как бы то ни было, сейчас «Булава», а вместе с ней и таганрогское регби переживает глубокий упадок. И президент ФРРО Владимир Карагодин, и учредитель «Булавы» Антон Харакоз сходятся в одном – клуб понес огромные репутационные потери, а больше всего жалко приглашенных игроков, которые на зените своей спортивной карьеры оказались в том положении, когда им не с чего платить зарплату.

#Регби в Таганроге #регбийный клуб "Булава" #Федерация регби Ростовской области #Антон Харакоз #Владимир Карагодин
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"