Рождество всё равно случится: настоятель ростовского прихода о храме «на удаленке» и церковном спецназе
Ростовский приход святого Георгия Победоносца за время пандемии стал современнее и «технологичнее»: богослужения в режиме онлайн, просьбы помолиться — по WhatsАpp. Но его настоятель, протоиерей Валерий Волощук, в разговоре с 1Rnd заметил, что такие внешние способы адаптации к новым условиям не изменят сути церковной жизни, которую нельзя полностью перевести на удалёнку.
- Отец Валерий, за последние девять месяцев храмам пришлось нелегко, долгое время они были закрыты, прихожан стало меньше, а социальной нагрузки - больше. Оцениваете ли вы этот период как большое потрясение для церкви?
- Если посмотреть на церковную историю в ретроспективе, то у церкви всегда были трудности. А нынешнее время, мне кажется, уникально: у церкви есть достаточная свобода, широкие возможности для миссии и для служения. Даже в трудный период пандемии и самоизоляции храмы нашли способы сохранить общину. Все началось в предпасхальный период - время самого сосредоточенного участия всех верующих в богослужениях. Долгое время церкви, как и всему обществу, было не понятно, как действовать дальше, как жить в новых условиях, как надолго пришли в нашу жизнь ограничения. В церкви помогает то, что вся жизнь строится на послушании, есть четко выстроенная иерархическая система, все части которой исполняют предписания священноначалия. С самых первых дней режима ограничений в Ростовской епархии вышли указы о соблюдении санитарных требований. В нашем храме для прихожан на входе есть защитные маски, санитайзеры, в таинстве причастия мы используем одноразовые ложечки.
- Возможно ли христианский храм полностью перевести на удалёнку?
- Христианский храм нельзя сравнивать с другими конфессиональными домами молитв. И синагога, и мечеть — место молитвы и проповеди, но христианский храм - это еще и место совершения бескровной жертвы, служения божественной литургии, на которой верующие вкушают тело и кровь Христовы. Это сделать виртуально никак нельзя, это центр всей церкви.
В период жёсткой ограниченности и самоизоляции, когда храмы закрыли, мы наладили трансляцию онлайн-богослужений, дистанционно принимали записки о здравии и упокоении. Создали приходскую WhatsАpp-группу, где прихожане пишут сообщения с просьбой помолиться о них и близких. Участники молодёжного клуба и сестры милосердия навещали пожилых и болеющих прихожан дома, привозили им продукты и лекарства.
Как видите, решения находятся, мы адаптируемся к новым условиям, сохраняя и общину, и веру в людях. Но всё это внешние моменты — с ними справиться нетрудно.
Гораздо важнее духовная сторона церковной жизни, и сложнее решать проблемы, связанные с ограничением личного контакта священника и прихожан. С членами общины нужно беседовать, нужны личные встречи, ведь что такое церковь? «Где двое и трое собраны во имя мое, там и я посреди вас», - говорит Господь. А когда есть требование не собираться вместе, общаться на расстоянии, не видя человека, не погружаясь непосредственно в его переживания - это очень сложный момент. Вообще, для восприятия церковного человека невероятен факт закрытого храма.
- Стало ли в храме меньше прихожан за время пандемии?
- У нас действительно стало меньше прихожан, но не потому, что в людях ослабела вера. Пожилые стали молиться дома, разумно оберегая своё здоровье. Наши семейные прихожане с маленькими детьми приходят на литургии не в воскресные дни, когда больше всего людей, а в будние — богослужения в храме каждый день. Пожилых людей и болеющих хроническими заболеваниями мы причащаем у них дома - такая форма общения с прихожанами расширилась.
В малом храме святого Иоанна Воина массовые богослужения мы проводить перестали, там слишком тесно. Перешли в просторный нижний храм святого Георгия Победоносца (большой основной приходской храм имеет нижний и верхний приделы, последний сейчас достраивается - прим. редакции), регулярно его проветриваем, протираем все поверхности. Малый храм тоже открыт, люди заходят в него, молятся сами, там мы проводим небольшие молебны.
- Храм долгое время был закрыт, повлияло ли это на сплочённость общины прихожан? Разобщила или, наоборот, объединила пандемия ваш приход?
- Сейчас все, наконец, поняли, что коронавирус - это не сказки, ведь в начале пандемии многие не осознавали его смертельной опасности, не боялись, пренебрегали мерами защиты, а теперь мы знаем, сколько людей умерло от ковида, почти у каждого в семье кто-то переболел в разной степени тяжести. В такие времена, как сейчас, важно подумать о том, что кому-то необходима ваша помощь. Когда тебе плохо, когда ты болеешь сам, эта помощь близких людей жизненно необходима. Наш приход и есть община близких людей, пандемия это только доказала.
Когда я заболел коронавирусом, прихожане поддерживали, передавали лекарства, еду. Я ощущал постоянную опеку в режиме онлайн и круглосуточно. Осознание того, что весь приход молится за тебя, помогает словом и делом, - помогло стать на ноги после болезни.
И такое отношение не только ко мне как к настоятелю. В нашем приходском WhatsАpp-чате, если кому-то нужна помощь, кто-то не может достать лекарство, мы бросаем клич, у кого есть этот препарат или кто знает, где его достать. Такая мгновенная коммуникация дает быстрый и нужный результат.
- Ваш приход всегда вел большую социальную работу, помогал тем, кто нуждается, сестричество Георгиевского храма — одно из самых деятельных и активных в городе. Насколько труднее в пандемию продолжать социальное служение?
- Людей, которым тяжело, которые нуждаются в помощи, всегда было много, а стало еще больше, но в пандемию стало больше и тех, кто предлагает помощь — разную, по силам и превосходящую силы и возможности человека, материальную и моральную. Например, в нашем храме один прихожанин уже много месяцев жертвует продуктовые наборы для тех, кому это необходимо, мы даже выделили отдельное помещение для хранения продуктов.
Сестры милосердия - это спецназ нашего прихода. И в обычное время, до пандемии, они были на самых трудных участках, где тяжело, где боль, грязь и горе.
Они всегда начеку, а пандемия только подчеркнула, что они на все способны, все могут, это не просто послушание для галочки, а тяжелый труд и подвиг. Вера, соединенная с желанием служить людям, - это в них живет и этим они делятся.
- Какие неожиданные стороны или уроки пандемии вы бы назвали?
- Пандемия, как и война, это, безусловно, трагедия, боль, горе и страдания, но разве можно не сказать, что это особое время подвига, жертвенности, доблести? Пандемия коронавируса в какой-то степени - форма войны, это враг, с которым мы должны сражаться не в одиночку, а все вместе, помогать ближнему, «друг друга тяготы носить», в этом и есть исполнение закона Христова. Общество и церковь консолидировались, мы не развалились, не стали воспринимать действительность только в негативе, увидели, на какие жертвенные поступки способны люди. Это не может не мотивировать и не радовать.
- В приходе продолжается возведение большого храма в честь Георгия Победоносца. Пришлось ли корректировать ход строительства в пандемию и отодвигать сроки?
- Сроки вообще мы не устанавливали с самого начала, потому что строительство храма - проект уникальный со сложными высотными работами. Да, у нас есть план, но нет совершенного графика финансирования. Вообще, я считаю чудом, что мы в пандемию не остановили стройку. До эпидемии попечитель храма приобрел в полном объеме весь необходимый кирпич, поэтому мы продолжили возведение, уже почти завершив перекрытие сводов храма. Помимо строительства большого основного храма, в пандемию мы отремонтировали наш первый малый деревянный храм в честь святого Иоанна Воина, ему уже 17 лет.
- Православные христиане готовятся отметить Рождество Христово. Возможно ли, что этот великий праздник, как и прошлую Пасху, верующие будут встречать дома, а храмы закроют, чтоб избежать распространения инфекции?
- Я смотрю в будущее с надеждой. Рождество все равно случится. Ведь что такое Рождество? Это вочеловечение Бога, который пришёл в мир, боговоплощение, невероятное явление любви Бога к человеку, радостное событие, которое дало человечеству основу веры. Рождество в самых трудных обстоятельствах каждому даёт возможность пребывать в пространстве, где нет горя и боли, где везде Бог и благодать вместе с Богом. Рождество дало отсчёт новым возможностям для человека. Христос для нас открыт, он все сотворил, и мы должны сохранить то, что Бог нам доверил. Мне бы хотелось, чтоб в предрождественские дни каждый человек задумался, что значит Рождество лично для него.