«После меня здесь сделают пивную»: что оставил ростовчанам скульптор Анатолий Скнарин
На 81-ом году жизни умер автор десятков памятников Ростова Анатолий Скарин. Его работы известны далеко за пределами донской столицы, однако часть из них так и не была установлена. Редакция 1rnd рассказывает о пяти самых известных работах скульптора.
«Тачанка»
Огромный медный памятник на въезде в город выглядит настолько эффектно, что кажется, строчка одноимённой песни «Наша гордость и краса» написана в честь него.
Высота сооружения 15 метров, длина — более 30-ти. Его создали к 60-летию Октябрьской революции и установили в месте, где шли шли ожесточенные бои. Главная особенность ростовской «Тачанки» в том, что она полая. Фигуры — сама тачанка, два солдата и четыре лошади - выполнены из гипса и покрыты листами меди.
Анатолий Скнарин был руководителем коллектива, который трудился над созданием памятника.
«Ростовчанка»
Словно на секунду застывшая девушка с 1984 года стоит на набережной, раскинув руки и подняв лицо к солнцу. Из-за того, что фигура изображена выходящей из воды и с развивающимися волосами, многие сравнивают девушку с Афродитой.
Пятиметровый памятник посвящён красоте и самопожертвованию ростовских женщин. После реконструкции 2014 года «Ростовчанка» превратилась в фонтан.
Шары на Пушкинской
Ещё одна из визитных карточек Ростова — многотонные шары с изображением сюжетов из жизни и творчества Пушкина - так и не смогли украсить центр города в полном составе. По задумке Скнарина, шаров на центральной улице должно было быть три.
«Первый шар - жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина, второй шар - это Евгений Онегин. А третий у меня посвящен сказкам Пушкина», - рассказывал корреспонденту 1rnd свою задумку скульптор.
Идею одобрили, и через некоторое время было создано три шара, а на Пушкинской уже стояли пьедесталы. Однако третей части масштабной композиции Ростов так и не увидел. Причина отсутствия шара со сказками оказалось мелочной: району не хватило 30 тысяч рублей, чтобы забрать скульптуру с литейного завода. Шар так и стоял там годами, пока предприятие не решило, что держать на своей территории это произведение искусства слишком накладно.
«Потом его разрезали на части и растянули ребята-литейщики к себе на дачи. Вот судьба этого шара», - вспоминал Анатолий Андреевич.
Памятник стачке 1902 года
Ещё один монумент, который по приезде встречает жителей и гостей города. Он установлен недалеко от железнодорожного вокзала и моста Сиверса.
Мемориальный комплекс установили на месте митингов 1902 года. Рабочие требовали сокращение 12-часового рабочего дня и увеличение скромных зарплат. Люди выходили на Камышевахскую балку в течение нескольких недель, пока по митингующим не начали открывать огонь.
В 1975 году на вершине холма над уже существующим горельефом установили скульптуры двух рабочих. Один из них держит над головой знамя революции, которое он подхватил у раненого рабочего, который в свою очередь облокотился на наковальню Примечательно, что памятник пытались забраковать из-за «излишней эротичности», однако экспертам удалось доказать, что обнажённые торсы показывать только раскрепощённость духа митингующих.
Памятник Чехову
В России можно найти десятки памятников знаменитому писателю Антону Павловичу Чехову. Ростов решился на его установку только в 2010 году.
Скульптура расположена на пересечении проспекта Чехова и Пушкинской улицы. Для памятника бронзовый Чехов имеет не очень большой размер — 2,5 метра в высоту. Ежедневно мимо него проходят тысячи людей, которых он, кажется, мимолетно рассматривает в поисках идей для новых рассказов.
Скнарин создавал образ писателя по архивным фотографиям, идею вынашивал несколько лет, а выполнил за месяц из-за сжатых сроков. Памятник был установлен к 150-летию всемирно известного земляка.
Трудился скульптор и заслуженный художник России до последних дней. В 2020 году он представил проект памятника Киму Назаретову на конкурс. В случае, если ое будет выбран жюри, это станет последней работой, выполненной уже не самим Скнариным, но по его эскизу. Найти его работы в городе нетрудно, поскольку практически все памятники Ростова носят его авторство.
В 2016 году Анатолий Андреевич уже задумывался над тем, что будет с его работами и мастерской после смерти. Тогда корреспонденту 1rnd скульптор рассказал, что на месте помещения, где сейчас хранятся его макеты, планируют сделать пивную.
«Я поставил в Ростове 18 памятников. Такого не бывает, но так как я долго живу, я справился. Мне осталось не так долго жить. Из моей мастерской хотели сделать музей и водить сюда экскурсии, но я не хочу. Ведь для них каждый раз наряжаться нужно. А работники пивной уже облюбовали мою мастерскую. Хорошее месторасположение, да и соседей нет», - рассказывал почти 5 лет назад заслуженный художник РФ.