От дефицита до убытков: как закрытие моста Малиновского ударило по ростовскому бизнесу
Закрытие моста на Малиновского сильно ударило по бизнесу, и без того ослабленному пандемией. В очередном выпуске «Бизнес-экспертизы» рассказываем, какие предприятия оказались под ударом и как им планируют помочь власти.
Что случилось?
Закрытие моста на Малиновского с последующим изменением маршрутов общественного транспорта, километровыми пробками и неудобными объездами отвлекли основное внимание от не менее важной новости: 8 января мэрия объявила об ограничении движения большегрузов по городу на время закрытия моста.
Недоступными для грузового транспорта оказались вообще все въезды в город со стороны Западного:
- ул. Доватора - Змиевский проезд от ул. Мадояна до ул. Зоологическая;
- въезд в город ул. Всесоюзная (Западное шоссе) от поста ДПС до ул. Портовая;
- въезд в город (60К-9) ул. Особенная - ул. Оганова;
- въезд в город (А-280) Таганрогское шоссе;
- ул. Вавилова от пр. Королева до ул. Шеболдаева
Хотя речь не идет о полном запрете: в ночное время грузоперевозки ограничивать не стали. Новые правила не действуют с 06:00 до 23:00. Однако это все равно оказалось колоссальным ударом по бизнесу всего ЗЖМ.
Кто пострадал?
В «зоне отчуждения» из-за введенных ограничений оказалось около 50 предприятий с численностью работников порядка 8 тысяч человек, в их числе ООО «ОКей», ООО «Апекс Плюс», Ростовской молочной сети компаний «Белый Медведь», ТЦ ООО «Метро Кэш энд Керри», магазина «1000 и 1 бутылка», ООО «Успех», универсального комплекса «Западный», ЗАО «Тандер» сеть магазинов «Магнит», ООО «Пивоваренная компания «Балтика - «Балтика Ростов».
Их непрерывные производственные циклы неразрывно связаны с постоянными грузоперевозками как составных компонентов для переработки, так и выпускаемой продукции. В результате ограничения на въезд в город большегрузных автомобилей были нарушены цепи доставки продовольственных товаров в розничные магазины.
Конечно же, колоссальные убытки понесли и некоторые предприятия малого бизнеса, находящиеся недалеко от злополучного моста на Малиновского, но их запрет коснулся в меньшей мере, поскольку въезд в город запретили именно фурам, а не фургонам.
Почему так произошло?
На вопрос, зачем было создавать дополнительные проблемы и без того уязвленного пандемией бизнесу, власти отвечают весьма резонно: если не закрыть въезд для большегрузов в дневное время, объездные пути станут в глухих пробках, потому всему грузовому транспорту было предложено пользоваться транзитным объездом через Сальское кольцо, а также Аксайский и Северный обходы.
А въехать в город большегрузы могут только в ночное время, когда автомобильный трафик на улицах значительно снижается. И хотя в первые рабочие дни Ростов не избежал транспортного коллапса, сейчас можно сказать, что такие меры позволили не допустить кошмарных пробок по всему городу в часы пик.
Какие есть варианты решения проблемы?
В то время как наиболее крупные предприятия несут крупные убытки, бизнес поменьше попросту оказался на грани закрытия. Предприниматели попросили мэрию смягчить действующие запреты, например, ограничить грузоподъемность грузового транспорта, а не жестко запрещать въезд. Однако такое предложение властей не устроило.
Как пояснил начальник отдела организации дорожного движения города Нарек Тамразян, такое решение проблемы практически невозможно реализовать на практике, поскольку для отслеживания и наказания нарушителей в этих местах потребуется установка дополнительных контрольно-весовых пунктов и постов ГИБДД – а на это нет ни денег, ни времени.
Идею с системой пропусков отвергли с формулировкой, что «запрет введен не для того, чтобы кому-то разрешить, а кому-то запретить, а для того, чтобы освободить напряженную уличную сеть от большегрузного транспорта, который создает заторы».
Однако пересмотреть действующие запреты власти все равно планируют. До 21 января предприятия, расположенные в зоне введенного запрета движения грузового транспорта, представят информацию об объемах и маршрутах своих грузоперевозок, на основе которой мэрия рассмотрит вопрос о корректировках схемы ограничения движения. Скорее всего, власти могут продлить время, когда большегрузам будет разрешен въезд в город – например, с 7:00 до 22:00. Менее вероятный вариант состоит в том, что въезд разрешат без ограничений по времени в одной из трех ключевых точек: с Юга — в створе улицы Всесоюзной, с Севера — улицы Особенной и Оганова или, что наименее возможно, с Запада — по Таганрогскому шоссе.
Этот вопрос должны рассмотреть в течение следующей недели – до 29 января.