Донским выпускникам рассказали о новых правилах поступлении в вузы
Одиннадцатиклассникам Ростовской области и другим желающим поступить в вуз рассказали, как изменятся правила зачисления. На главные вопросы ответила проректор по учебной работе и непрерывному образованию ДГТУ Светлана Пономарёва.
- Каковы основные отличия проведения ЕГЭ в этом году с учётом эпидемиологической обстановки?
- Отличий много. Во-первых, изменен срок проведения итогового сочинения – оно запланировано на вторую декаду апреля. Ранее итоговое сочинение проводилось в начале декабря. У ребят будет больше времени на подготовку. Во-вторых, отменен досрочный период сдачи экзаменов. При этом для выпускников, которые не смогут сдать ЕГЭ в основные сроки по уважительной причине – например, по болезни, в июле 2021 года будет организован дополнительный период для сдачи экзаменов. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, проведение основного периода планируется с 31 мая по 2 июля 2021 года, а дополнительного – с 12 по 17 июля 2021 года. Это позволит всем выпускникам получить результаты ЕГЭ и подать документы в вуз.
- В этом году у учащихся есть право выбора: сдавать государственный выпускной экзамен или ЕГЭ. В чём их отличия?
- Да, действительно, в этом году выпускники, которые по окончании 11-го класса не планируют продолжить образование в вузе, могут сдавать государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Для получения аттестата о среднем общем образовании им нужно будет сдать только два предмета – русский язык и математику. ГВЭ значительно отличается от ЕГЭ форматом и особенностями проведения. Это форма контрольной работы, которая проводится в школе. Государственный выпускной экзамен может проводиться в формате письменного и устного экзамена с использованием текстов, тем, заданий и билетов. Например, на ГВЭ по русскому языку у выпускника есть возможность самостоятельно выбрать форму экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. Определиться с выбором можно непосредственно в день экзамена, ознакомившись с темами сочинения и материалом для изложения. Это даёт выпускнику определённую свободу: он сам определяет, что ему удобнее сдавать. Напомню, что в этом году планируется проведение ГВЭ в конце мая.
- Могут ли в этом году сдавать ЕГЭ выпускники прошлых лет? И в какие сроки их допустят к экзаменам?
- Безусловно, выпускники прошлых лет смогут сдать экзамены в основной период, когда проводятся экзамены для всех категорий участников, ориентировочно с 31 мая по 2 июля 2021 года. Конечно, для допуска к ЕГЭ выпускникам прошлых лет не придётся в обязательном порядке писать итоговое сочинение. Однако, если результаты сочинения нужны им для получения дополнительных баллов при учёте индивидуальных достижений, они имеют право его написать.
- Могут ли сдавать ЕГЭ в 2021 году обучающиеся и выпускники организаций СПО?
- Конечно, могут. Они сдают либо ЕГЭ, либо проходят вступительные испытания, проводимые вузом, самостоятельно. Однако нужно помнить, что для сдачи ЕГЭ выпускник СПО должен подать заявление с указанием выбранных учебных предметов и сроков участия в места регистрации на сдачу ЕГЭ.
- Как будет проходить итоговая аттестация в 9-х классах?
- Для 9-х классов тоже есть несколько нововведений. Во-первых, для выпускников 9-х классов также отменён досрочный период прохождения ГИА. Кроме того, девятиклассники будут сдавать ОГЭ только по русскому языку и математике ориентировочно в конце мая. Резервные сроки проведения основного периода ГИА назначены на начало июня 2021 года. Более того, на сентябрь 2021 года назначен дополнительный период проведения ГИА для девятиклассников, не сдавших экзамены по русскому языку и математике в основной период. По одному предмету по выбору в период с 17 по 25 мая пройдут контрольные работы. Их результаты не влияют на получение аттестата.
- Аттестаты за 9-й класс будут выдавать по итогам экзаменов только по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Выпускники 9-х классов не будут сдавать ОГЭ по выбору. Что необходимо выпускнику 9-го класса, чтобы поступить в колледж в этом году?
- В первую очередь, получить аттестат об основном общем образовании. Число выпускников 9-х классов, которые хотят продолжить учёбу в колледжах, ежегодно увеличивается. И поэтому для поступающих на бюджет большую роль играет средний балл аттестата. Учащимся следует приложить максимум усилий, чтобы оценки в аттестате были как можно выше.
- Какие дополнительные возможности для поступления в вузы предоставляются выпускникам в 2021 году?
- Министерство науки и высшего образования РФ утвердило Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2020/21 учебный год. В документ вошли 83 олимпиады по 283 дисциплинам. Все предметные олимпиады в России делятся на три уровня. Победители олимпиад I уровня имеют право на зачисление без вступительных испытаний; победители олимпиад II уровня получают 100 дополнительных баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Для победителей и призеров олимпиады III уровня вуз устанавливает особые права поступления самостоятельно. Разумеется, олимпиада – не замена ЕГЭ. Чтобы получить льготу для поступления в вуз, абитуриенту необходимо подтвердить результат по ЕГЭ, получив не менее 75 баллов по профильному предмету. То есть, если школьник участвует в олимпиаде естественных наук, в которые входят биология и химия, становится победителем или призером, ему все равно нужно набрать 75 баллов на ЕГЭ по профильному предмету, чтобы поступить на желаемую специальность. При этом стоит понимать, что уровень сложности заданий на олимпиадах гораздо выше, чем уровень заданий ЕГЭ, поэтому для победителя олимпиады обычно не составляет труда подтвердить свои знания на экзамене.
На базе ДГТУ традиционно проводится олимпиада для школьников «Я – бакалавр» и международная научно-практическая конференция «МаксиУМ», которые с 2018 года включены в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, утвержденный Министерством просвещения РФ. Заключительный этап олимпиады «Я – бакалавр» начнется 25 января, прием заявок на участие в конференции «МаксиУМ» продлится до 15 февраля.В конференции участвуют не только выпускники, но и ученики 8-х и 9-х классов.
- Как будут реализовываться все олимпиады и конференции в условиях дистанционной работы?
- В условиях пандемии мы продолжаем проводить все запланированные интеллектуальные соревнования в полном объеме. Изменилась лишь форма проведения мероприятия. У нас есть все технические возможности для работы с абитуриентами в любых формах – платформы для взаимодействия, тестирования.
- Что Вы посоветуете абитуриентам, какая стратегия, на Ваш взгляд, оптимальна: бросить силы на оценки в аттестате и на ЕГЭ или сосредоточиться на участии в олимпиадах, профильных университетских мероприятиях для абитуриентов? Или стоит участвовать во всех мероприятиях, чтобы увеличить вероятность набора дополнительных баллов?
- Конечно же, при подаче документов в вуз важны результаты ЕГЭ, вступительных испытаний, творческих конкурсов. Но участие в олимпиадах, конкурсах и профильных мероприятиях вуза увеличивает шанс на поступление. Кроме того, оно является отличным опытом, способствует развитию личности, помогает познакомиться с университетом, расширить кругозор и получить новые навыки. Поэтому, наверное, нужно постараться все это сделать одновременно, не зацикливаться исключительно на подготовке к ЕГЭ.
- Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что достижения школьников будут собраны в электронное портфолио. Как, на Ваш взгляд, повлияет это нововведение на сферу образования?
- Думаю, что это очень хорошая идея. Время сейчас такое, что с детьми необходимо работать индивидуально. Тем более что цифровизация все глубже укореняется в нашей жизни. В цифровом портфолио ученика будут собраны сведения о всех его достижениях, в том числе спортивных и творческих, о результатах участия в предметных олимпиадах и конкурсах. Отдельный раздел будет посвящён успехам, которых обучающийся добился вне школы. Выпускники 11-х классов смогут представить в приемную комиссию свой «цифровой след» и получить право на дополнительные баллы при поступлении. Кроме того, используя информацию из электронного портфолио, учителя смогут формировать индивидуальную образовательную траекторию ученика с учетом его способностей и предпочтений.