За период пандемии в Ростовской области снизилось число случаев мисселинга
В период пандемии в донском регионе сократилось число жалоб на мисселинг, однако проблема остаётся актуальной. Об этом сообщила управляющий отделением по Ростовской области Южного ГУ Банка России Наталья Леонтьева.
«Банк России проводит анализ различных практик продажи финансовых инструментов нашими поднадзорными организациями, анализ корректности информации, которую организации поводят до клиентов, и в том числе препятствует навязыванию услуг и введению потребителей в заблуждение», - объяснила Наталья Леонтьева.
В прошлом году в Банк России от потребителей финансовых услуг Ростовской области поступило около 7 тысяч жалоб (на тысячу больше, чем в 2019-ом). Более трети из них связаны с потребительским кредитованием. Примерно одинаковое количество - около 800 жалоб - поступило от дончан на субъекты рынка микрофинансирования и на деятельность страховых компаний.
Число жалоб на мисселинг в области сократилось на треть. Однако, по словам управляющего отделением по Ростовской области Южного ГУ Банка России, проблема остаётся актуальной. Снижению поспособствовали принятые меры и пандемия, поскольку чаще всего мисселинг происходит непосредственно в офисах при продаже в режиме офлайн.
«В последнее время получилось распространение такая недобросовестная практика, как мисселинг. Это когда менеджер финансовой организации искажает информацию о товаре или услуге, и вместо одного продукта он предлагает другой, не рассказывая обо всех нюансах, условиях и тонкостях продукта», - объяснила Леонтьева.
Одна из распространенных форм мисселинга — недобросовестная продажа полиса накопительного страхования жизни.
«То, что люди покупают на определённый период страховку жизни, в общем, разумно. К тому же можно заработать дополнительный инвестиционный доход. Но продавец может вам не сказать, что для этого нужно периодически делать взносы, и если пропустить хотя бы один, все предыдущие можно потерять. Это очень важный момент, но для того, чтобы выполнить план продаж, менеджер может предпочесть умолчать об этом», - пояснила она.
Также мисселинг происходит и при продаже структурных продуктов, например, облигаций. Граждане, не имеющие определённого опыта и знаний, нередко не оценивают риски.
«Важно, чтобы человек заранее понимал, что акции могут не только расти, но и падать в цене. Не все обычные граждане это понимают, поэтому Банк России считает, что предлагать структурные облигации неквалифицированным инвесторам необходимо только после введения обязательного тестирования брокером гражданина на понимание рисков финансовых инструментов», - подчеркнула руководитель.
Действенным инструментом борьбы с таким видом обмана может стать паспорт финансового продукта.
«Это документ, где необходимая потребителю информация изложена простым языком в доступном виде. Сейчас готовится к внесению законопроект о правилах продаж финансовых продуктов финансовыми организациями, где основное внимание уделяется именно информированию потребителей об особенностях этих продуктов. Такая норма позволит повысить ответственность за нарушения в этой сфере», - рассказала Наталья Леонтьева.