Рынок после пандемии: какие отрасли бизнеса уже успели оправиться после коронакризиса
Ростовская область почти прошла вторую волну коронавируса, и бизнес начинает подсчёт жертв. Как самое масштабное бедствие последних лет отразилось на потребительских расходах ростовчан и какие отрасли все еще находятся в упадке – разбираемся в новом выпуске «Бизнес-экспертизы».
Потребительская активность ростовчан в 2020 году значительно просела лишь однажды: самый глубокий упадок пришелся на апрель-май прошлого года. По данным Сбериндекса, самыми тяжелыми днями в году (если не брать в расчет 1 января) стали 5 и 19 апреля. В эти дни она находилась на самом низком уровне. На практике это означает падение как онлайн-, так и офлайн-продаж, а также значительное однообразие потребляемых товаров и услуг.
Как это ни странно, индекс потребительской активности не показал существенного снижения осенью, когда вторая волна пандемии выходила на пик по всей России и Ростовской области. Напротив, одни из самых активных дней в году пришлись на 11 и 25 сентября. В новом году догнать осенние показатели удалось только к середине февраля.
Несмотря на средне-высокую потребительскую активность, обороты бизнеса, согласно все тому же СберИндексу, осенью все-таки снизились – в среднем примерно на 2% по отношению к прошлому году. В конце 2020 и начале 2021 года практически все предприятия малого и среднего бизнеса фиксировали то снижение, то повышение оборотов. Самый высокий за весь год рост произошёл на последней неделе января – плюс 4,6% по отношению к тому же периоду прошлого года. Сейчас же обороты малого и среднего бизнеса демонстрируют примерно такой же рост, какой мы видели в августе – до того, как Россию накрыла вторая волна коронавируса.
Если на этот раз не произойдет ничего чрезвычайного, можно надеяться, что весной обороты обгонят и очень неудачный 2020-й, и даже 2019 год.
Несмотря на обнадёживающие показатели, далеко не все отрасли оправились после пандемии. Структура потребительских расходов россиян свидетельствует о значительном и весьма устойчивом снижении трат на путешествия. Расходы на авиабилеты после небольшого роста в декабре сейчас оказались практически на уровне мая-июня прошлого года. С начала февраля этот индекс пошел вверх, но россияне по-прежнему тратят на авиаперелеты на 57% меньше денег, чем до пандемии.
Не очень хорошо в связи с этим себя чувствует бизнес, как-либо связанный с путешествиями: падение продаж фиксируют сети Duty Free и, конечно, турагентства, хотя за счет внутренних туров они просели значительно меньше, чем авиакомпании. Эксперты говорят о совокупности причин, из-за которых россияне стали меньше путешествовать: среди них как традиционное падение доходов и проедание запасов, так и тревожность насчет новых запретов на поездки. Особенно после того, как по всему миру начали появляться новые штаммы коронавируса.
Тревожную тенденцию демонстрируют предприятия общепита. Потребительские расходы в этом секторе примерно на четверть ниже, чем в прошлом году, но при этом отрасль с ноября прошлого года находится в стагнации. Люди стали тратить значительно меньше денег на кафе и рестораны и, похоже, в самое ближайшее время это не изменится.
Все еще не вернулись на допандемийный уровень и расходы на развлечения. Прежде всего это связано, конечно, со все еще действующими коронавирусными ограничениями на заполняемость залов и работу в ночное время. Пока что отрасль пребывает в стагнации, но ситуация может измениться после постепенного снятия запретов.
Повышенный спрос на бытовую технику, электронику и компьютеры идет на спад, но при этом все еще обгоняет показатели прошлого года. В феврале расходы россиян на компьютеры и ПО увеличились на 22% по сравнению с прошлым годом, на бытовую технику – на 9%.
Общие же расходы с учетом инфляции почти не изменились по сравнению с тем, что мы видели до пандемии. Это уже может свидетельствовать о том, как изменилась сама структура потребления. Хотя что из этого действительно коренной перелом в восприятии, а что – побочный эффект все еще действующих ограничений, покажет время.