12:18, 23 марта 2021 г.

Поисковики рассказали о новых захоронениях жертв фашистов в Ростовской области

Фото:

Историки, активисты и члены поисковых организаций на круглом столе «АиФ» рассказали о вновь найденных массовых захоронениях времен Великой Отечественной войны, и призвали неравнодушных горожан рассказать об известных им зверствах нацистов.

Ведущий специалист проекта «Без срока давности» Александр Нетёсов поделился последними находками донских поисковиков:

- Нам удалось получить из центрального архива ФСБ Ростовской области данные о том, что в районе Кирпичного завода в Азове есть ранее неизвестное массовое захоронение мирных жителей. Примерное число жертв 60-70 человек.

Подобные места до сих пор обнаруживают и в других местах Ростовской области. Так, в документах упоминается противотанковый ров юго-западнее Красном Сулине, где погребено 447 человек. В Миллерово указано 7 мест захоронений без числа жертв. В Новошахтинске три таких места: старый аэродром - 21 яма, балка Буголтай - 4 ямы и водонапорная башня - 1 яма.

В будущем новые находки планируют отразить на интерактивной карте с конкретными захоронениями жертв нацистов. Она будет наглядным оформлением результатов проекта «Без срока давности».

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заместитель председателя ЮНЦ РАН по научной работе Евгений Кринко отметил, что иногда сами ростовчане путаются в числе жертв во время оккупации Ростова:

- Мы назвали цифру потерь по Ростовской области, опираясь на документы Чрезвычайной государственной комиссии - 182 тысячи человек. Сейчас иногда начинает гулять версия, что погибло 182 тысячи человек, но, простите, мы не о том говорили. 182 тысячи – демографические потери в связи с оккупацией: из них 46 – растреленные, 42 – замученные, 7700 погибшие при бомбардировках и 84 тысячи – это угнанные Германией.

По его словам, вопрос о количестве жертв среди мирного населения для ученых все еще открыт. Вопрос, можно ли считать уничтожение мирного населения на Дону геноцидом, считает он, не так однозначен:

- Наверное, по отношению к советским военнопленным можно применять понятие геноцида, потому что их судьба была крайне тяжелой. В отношение же гражданского населения – здесь у меня есть некоторые вопросы. Вопросы, потому что мы знаем, что часть наших сограждан сотрудничала с оккупантами, а часть просто жила при них. И можно ли говорить о геноциде применительно ко всем категориям советского населения – здесь бы я так категорично не стал утверждать.

Руководитель поискового объединения «Миус-Фронт» Андрей Кудряков отметил, что в обществе до сих пор не дана оценка тех жертв, которые понес наш народ в ходе великой отечественной войны. Основная проблема – сложности в поисках свидетелей. В качестве иллюстрации к сказанному он привел пример с жертвами «душегубок»:

«Работа «душегубок» - это же идеальное убийство. Когда к местам заключения подъезжает машина, в нее загружается 25-30 человек, она чуть-чуть ездит по городу, убивая выхлопными газами всех пассажиров. Затем тихонечко подъезжает к Орджоникидзе – это тогда было довольно далеко от города, без выстрелов и криков их загружают в ямы и зарывают. И все, никто ничего не знает».

Найти такие захоронения по документам, объясняет он, очень сложно. В связи с этим он обратился к неравнодушным людям, чтобы найти очевидцев проявлений геноцида гражданского населения:

- Помогите найти и определить очевидцев мест массовых злодеяний. Возможно, именно так мы установим новые. 

#геноцид гражданского населения #Великая отечественная война #оккупация ростова #места захоронений
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"