Дома, где рождались знаменитости и умирала история: какие здания Ростова пообещали восстановить
В марте этого года сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко сообщил о планах отреставрировать шесть объектов культурного наследия. Причём город намерен отремонтировать их за бюджетные деньги. 1Rnd прошёлся по адресам и осмотрел уникальные дома. Их не пощадили время и люди, но теперь они получили второй шанс.
«Дом с ангелами». Московская, 72
Этот дом заставляет большинство прохожих замедлить шаг. Официально он называется Доходный дом наследников Максимова, но местные жители решили выделить его названием, таким же красивым, как и фасад здания.
Построили его более 120 лет назад на деньги купцов Кисина и Фроймовича. До революции на первом этаже дома находились магазины, над которыми были квартиры. Часть из них была для небогатых людей, и вход к ним располагался со двора. Остальную площадь занимали апартаменты состоятельных горожан — врачей, адвокатов и инженеров.
Здание также связывают с романом «Двенадцать стульев». После революции на первом этаже появилось адресное бюро, в котором отец Фёдор якобы искал инженера Брунса. Историки опровергли связь, но легенда всё равно живёт.
Долгое время здание официально пустует. Высокие двери с будто иностранной надписью «квартиры» заставили решёткой, над которой появилась колючая проволока. О прежних жильцах напоминают оставленные занавески на окнах и антенны. Ангелы, львы и другие элементы лепнины покрылись толстыми слоями краски. Из-за них лепнина в некоторых местах выглядит как набухшее тесто.
Доходный Дом Павленковой. Станиславского, 36
Здание, а точнее то, что от него осталось — это доходный Дом Павленковой 1898 года постройки.
До 2018 года дом сохранил весь фасад, однако при подготовке города к чемпионату мира его «законсервировали», предварительно уничтожив эскалатором большую часть памятника. Как сообщали очевидцы, элементы старинного декора отбили молотками и вывезли вместе с мусором.
До революции дом Павленковой - один из главных элементов застройки Станиславского. В период современной истории, по всей видимости, было не до сохранения уникальных строений, а в 2015-м здание сильно пострадало от пожара.
Сейчас дом выглядит значительно старше своего реального возраста. Человек, незнакомый с его историей, навряд ли сможет угадать, как выглядел дом до того, как о нём «позаботились». Вход и окна заколочены фанерой, на которой можно рассмотреть потрёпанные объявления о помощи в оформлении наследства, вывозе крупногабаритных вещей и лечении от наркозависимости.
Дом Феи Балабиной. Шаумяна, 58
Ещё одно здание позапрошлого века, которое долгое время предпочитали не замечать. Великолепный фасад в стиле эклектики, что называется, трещит по швам. Оконные рамы, часть из которых уже деформирована, заставлены досками, цоколь изуродован надписям местных вандалов. Лепнина также закрыта слоями краски.
Двухэтажному дому дали статус объекта культурного наследия из-за знаменитой жительницы. В июне 1910 года в нём родилась и проживала первые 14 лет своей жизни известная русская балерина Фея Балабина.
Дом пережил две войны, но еле выдерживает борьбу со временем.
Дом главного архитектора Еревана. 20-я Линия, 11/22
В доме, который сейчас приходится разглядывать под баннером, 120 лет назад родился известный архитектор Марк Григорян. Его называют строителем Еревана. Уроженец Нахичевани-на-Дону, занимавший должность главного архитектора Еревана, подарил столице Армении её узнаваемые здания.
Во время войны особняк почти не пострадал. Однако после уникальное здание горело, причём несколько раз.
В 2012 году внук выдающегося архитектора назвал то, что произошло в домом на 20-й Линии, позором Ростова. Он неоднократно обращался к властям с просьбой отреставрировать уникальное здание, но ответов не получал.
Сейчас у старинного здания нет крыши. Через дырки баннера виднеется лепнина, которая ранее украшала комнаты. А в части, которую и вовсе решили не прикрывать — следы пожаров.
"Дом немца". Серафимовича, 95
Особняк построили в 1900 году в неоклассическом направлении стиля модерн. Изначально он принадлежал немцу Генриху Трестеру. Всего за 100 с небольшим лет от когда-то одного из самых красивых домов города мало что уцелело. Одна из двух дугообразных надстроек уничтожена, во многих местах лепнина раздробилась, балкон практически полностью потерял первоначальный вид. Фасад разукрасили вандалы.
Сейчас здание признано аварийным. Получится ли сохранить его фасад, неизвестно, однако у многих экспертов такая возможность вызывает большие сомнения.
Дом на Царском спуске. Соборный, 8
Доходный дом Аарона Гутермана расположился на углу Соборного переулка и Донской улицы. Ранее переулок назывался Царским спуском. До революции это было место, где стояли элитные каменные дома богатых ростовчан.
Здание, которое страдало от пожаров, затоплений, вандалов и времени, было построено в конце 19 века. На первом этаже располагались магазины, выше были жилые помещения. До революции, по некоторым данным, там проходили балы, после — находились коммунальные квартиры. Полуразрушенный дом всё ещё притягивает внимание случайных прохожих, художников и краеведов, благодаря большому количеству мелких деталей. Внутри здание уже обрушилось, снаружи части фасада с каждым годом пронизывает всё больше число трещин.
После того, как здание расселили, его буквально стали растаскивать по частям.
Возможно ли отреставрировать уникальные здания и сохранить хотя бы часть старинных деталей, неизвестно. Но в любом случае власти будут должны воссоздать их первоначальный облик - это предписывает статус объектов культурного наследия. После реставрации или строительства власти обещают разместить в особняках прежде всего учреждения культуры. 1rnd будет следить за развитием событий.