Цифровизация хаоса: почему транспорт в Ростове не может поумнеть
Общественный транспорт Ростова никак не хочет "умнеть" и управляться с помощью цифровых технологий. Почему это происходит, попытались выяснить участники форума «Умный город» на площадке аналитического центра «Эксперт-Юг».
Умный город – это единая система управления населённым пунктом с помощью интернета вещей и технологий. Она смогла бы значительно облегчить жизнь ростовчан и улучшить работу общественного транспорта. Но этого не происходит.
- Прежде чем переходить к цифровым вопросам умного города, нужно выполнить то, что можно делать без цифровизации, - констатировал руководитель ростовского отделения общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов.
Он напомнил, что пересадочные пункты во многих местах города объективно неудобны. Кроме того, водители не соблюдают график движения общественного транспорта. Особенно это чувствуется в трамваях - их горожанам приходится ждать до получаса. Плюс ко всему, систему безналичной оплаты нужно "допилить" до уровня, когда она будет работать без сбоев.
Простые, но пока не поддающиеся решению проблемы назвал и главный редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов. Главные неудобства горожанам, по его данным, доставляют хаотичность работы транспорта и недостаточно быстрое движение автобусов и трамваев по городу. Из-за этого люди пересаживаются на личные авто, которые ещё сильнее нагружают дороги.
- В качестве первого решения мы предлагали обособить трамвай на Горького. Эффективность этого была подтверждена научными расчётами. Кафедра Владимира Васильевича (Зырянова) тоже этим занималась, но мы постоянно сталкиваемся с проблемами в реализации. Для начала нужно просто сделать разметку и установить камеры, - рассказал Михаил Кругликов.
Завкафедрой ДГТУ «Организация перевозок и дорожного движения» Владимир Зырянов выделил проблемы, которые стали серьёзным препятствием не только для Ростова и области, но и для всей страны:
- В нашей стране при создании интеллектуальной транспортной системой (ИТС) ещё никто не создал единую платформу управления. Из отдельных частей создавать её тоже нельзя, иначе мы можем оказаться в тупике, когда будем что-то переделывать.
Вторая проблема связана с тем, что для ИТС территориальных границ нет, поэтому какой-либо конкретный муниципалитет управлять им не сможет.
- В третьих, ИТС помогает принимать инженерные решения, и нельзя думать, что можно будет просто нажать на кнопочку. Если развитие ИТС у нас не будет подкреплено решением конкретных задач, то система будет работать вхолостую, - резюмировал Зырянов.
С мнением эксперта согласился и Денис Карасёв, директор центра Интеллектуальной транспортной системы Ростова.
- Именно по этой причине создание, управление, эксплуатация и сопровождение ИТС находится в ведении не муниципалитета, а министерства транспорта Ростовской области, - считает Денис Карасёв.
Кроме того, он уточнил, что для правильной работы транспорта цифровизовать нужно всё. В противном случае большинство проблем не решатся, а будут накапливаться снежным комом.
Руководитель направления ИТС Softline Игорь Ежков представил цифровые данные. По его словам, ежедневно в Ростове генерируется около 180 млн гигабайт данных. Это огромный массив, часть из которого можно было бы использовать для развития транспортной системы. Однако для этого сперва нужно понять, какая именно часть будет полезной.
- Все взведены, программные обеспечения готовы, датчики готовы, заказчик, которым является администрация, не готов. В силу определённых причин, - объяснил эксперт. - Что можно сделать? Нужно взять готовый сервис. Пусть он будет один, но на весь город. Позже их надо добавлять и работать с ними. Нужно понять, какие проблемы в городе входят в топ-3 - свет, паркинг, вывоз мусора или что-то другое. И тогда будет сформирован запрос на цифровой сервис.
Итоги встречи резюмировал гендиректор АЦ «Эксперт Юг» Владимир Козлов. Озвученные проблемы и их решение смогут помочь развитию интеллектуальной транспортной системы. Однако сначала нужно разобраться в том, кто должен заниматься возникающими вопросами.
- У нас есть масса городских проблем, для решения которых очень сложно найти ответственного. И у нас есть ведомственная структура и есть порождаемое нами понимание приоритетных проблем. Научиться работать от проблемы, а не от структуры департаментов, - это самый большой вызов, - подытожил модератор сессии.