Ростов заполонили электросамокаты: как по правилам нужно ездить на них
Ростов переживает бум аренды электросамокатов. Некоторые горожане уже успели опробовать новые средства передвижения, но столкнулись с закономерным вопросом: а как вообще ездить на них с точки зрения ПДД?
Часто ли электросамокаты попадают в ДТП?
Данные об этом весьма скромны. Научный центр безопасности дорожного движения МВД России в декабре прошлого года опубликовал статистику ДТП с участием персональных электрических средств передвижения малой мощности.
"В рассматриваемом периоде (9 месяцев 2020 года) отмечен рост количества таких дорожно-транспортных происшествий. Всего их произошло 266, что составило плюс 166 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В подобных авариях погибло 4 человека, было ранено 279 человек», - говорится в отчетном документе.
Донское управление ГИБДД таких данных не собирает, но ДТП с электросамокатами в регионе уже зафиксированы и, исходя из общей тенденции, их количество будет только расти.
А как нужно ездить на электросамокатах по текущим правилам?
На данный момент участники движения на электросамокатах (а также роликах, скейтбордах, гироскутерах и моноколесах) приравнены к пешеходам. Соответственно, для них актуальны все правила дорожного движения, оговоренные законом для пешеходов. Из этого следует два основных вывода.
Во-первых, это означает, что люди на электросамокатах обязаны ехать по тротуару или пешеходным велодорожкам и только при их отсутствии – по обочине дороги. Во-вторых, выезжать на проезжую часть можно, но только в некоторых случаях – «если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов». При этом, согласно закону, при движении по краю проезжей части пешеходы (а люди на электросамокатах к ним приравнены) должны идти навстречу движению транспортных средств, а по ходу можно двигаться лишь ведущим мотоциклов, мопедов и велосипедов.
- Формально электросамокаты мощностью более 250 Вват – а это почти все самокаты на рынке – по определению вполне можно приравнять к мопедам. Определение мопеда вполне подходит и в нем нет признаков, по которым можно было бы исключить из него электросамокат.
Но несмотря на это ГИБДД не приравнивает электротранспорт к мопедам. В общем, электросамокаты пока находятся в серой зоне правил и многое зависит от умения сторон отстаивать свою позицию, - рассказывает основатель самокатного движения «Let's Kick» Александр Нилов.
Кстати, популярное мнение о том, что водители электросамокатов должны спешиваться при прохождении пешеходного перехода, на самом деле никак не подкрепляется законом. В текущей редакции спешиваться должны только велосипедисты, а уточнений про иные ТС просто нет.
Над выводом новых средств передвижения из серой зоны правил законодатели работают уже давно, а в 2018 году Минтранс опубликовал текст законопроекта о внесении изменений в ПДД.
Что будет в обновленных правилах?
Электросамокаты и прочие новые средства передвижения наконец-то получат собственное юридическое определение:
«Средство индивидуальной мобильности» – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок».
Исходя из него для СИМ будут действовать и особые правила:
- Приоритетное движение пешеходов. В случае создания помех для пешеходов владелец СИМ должен будет спешиться или снизить скорость до той, что не превышает скорость пешего движения.
- Автовладельцы при выезде на дорогу с прилегающих территорий при повороте на перекрестке теперь должны будут пропускать не только пешеходов, но и владельцев СИМ.
- Ограничение до 20 км/ч для всех случаев совмещенного движения с пешеходами. На отдельной велодорожке или велополосе можно будет разогнаться сверх этого лимита. «Даже представители ГИБДД ранее высказывали сомнения о возможности контроля за исполнением этой нормы. Тем более, не будем забывать, что средство контроля скорости есть далеко не на каждом аналоговом средстве передвижения, например на скейтах, роликах или обычных самокатов», - комментирует этот пункт законопроекта Александр Нилов.
- Выезд на проезжую часть будет по-прежнему запрещен для всех СИМ без электромотора. Движение СИМ по проезжей части допускается только при полном отсутствии велосипедной или пешеходной инфраструктуры. При этом выезжать можно только на те дороги, где разрешено движение велосипедов и установлено ограничение скорости до 60 км/ч.
- Движение СИМ по проезжей части осуществляется только в один ряд, запрещается обгон или объезд с правой стороны ТС, за исключением мопедов и велосипедов и препятствия, находящегося на проезжей части.
- На лица, которые на СИМ двигаются по проезжей части или по велодорожке возлагаются общие обязанности водителя ТС. В остальных случаях такие лица должны следовать обязанностям пешеходов.
- При стоянке СИМ нельзя создавать помех для пешеходов и других участников дорожного движения, а также для уборки улиц.
- Владельцам СИМ не нужно будет спешиваться при пересечении дороги на пешеходном переходе, достаточно будет снизить скорость.
- Запрещается перевозить груз, выступающий более чем на 50 см по длине или ширине по габаритам. Запрещается перевозить пассажира, если это не предусмотрено конструкцией. Запрещается перевозить детей до 7 лет при отсутствии оборудованных для них мест.
На какой стадии принятия закон?
Законопроект до сих пор находится в стадии разработки. Судя по данным федерального портала проектов нормативных правовых актов, принятие закона застопорилось на стадии общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы. В работе проект закона находится еще с 2018 года. Дойдет ли он в итоге до статуса закона и когда это произойдет – пока неизвестно.
А какие штрафы сейчас можно получить за нарушение ПДД на электросамокатах?
Сейчас их всего 2. Они регулируются статьёй 12.29 КоАП и составляют:
- 800 рублей за любое нарушение ПДД "иным лицом, участвующим в дорожном движении, кроме пешехода" в трезвом состоянии,
- 1 000 - 1 500 рублей за то же нарушение, если управляющий самокатом был пьян.