Госконтракты и политические амбиции: чем известна ГСК «Дон», пообещавшая оплатить переезд аксайских рынков
На днях донской бизнес-омбудсмен Олег Дереза рассказал, что аксайские рынки могут переехать на участок трассы М-4 «Дон» за Батайск. И здесь им не просто выделят землю, а полностью оплатят переезд. Причем не из региональной казны, а из кармана частной компании – ГСК «Дон». Рассказываем, чем известна крупнейшая дорожно-строительная компания Ростовской области.
Миллиарды бюджетных денег
Группа строительных компаний «Дон» состоит из 6 компаний: АО «Донаэродонстрой» и ее филиал «Механизированная колонна», ООО «Сигнал-Строй», АО «СМУ-Донаэродорстрой», ООО «Связьинформ», ЗАО «Ростовтехпром». Крупнейшими из них являются две - «Донэродонстрой» и «СМУ-Донаэродорстрой», ведущие дорожно-строительные предприятия Ростовской области и России. Они же являются и крупнейшими господрядчиками, общая сумма государственных контрактов которых превышает 79 млрд рублей.
Сейчас сложно найти крупную дорожную стройку в регионе, за которую не взялся бы «Донаэродонстрой», хотя так было не всегда. Первый крупный господряд компания получила в 2005 году. Им стала реконструкция трассы М-4 «Дон», а точней ее части, проходящей по Ростовской области. После реализации столь крупного проекта «Донаэродонстрой» начал усиливать свое присутствие в соседних регионах – Краснодарском крае, Волгоградской и Воронежской областях.
На данный момент самыми крупными проектами компании, реализованными в Ростовской области, являются строительство шестиполосного участка транспортного обхода Аксая за 8,9 млрд рублей, новой трассы Ростов - Азов за 7,5 млрд рублей и новой автодороги к аэропорту Платов за 3,6 млрд. «Донаэродорстрой» регулярно выигрывает контракты донского минтранса, но при этом не обходится без громких казусов.
Кто, если не «Донэродорстрой»?
В 2020 году «Донаэродорстрой» выиграл подряд стоимостью 1,2 млрд рублей на строительство Северного обхода Ростова – дороги протяженностью 12,8 км, которая должна будет соединить две федеральные магистрали М-4 «Дон» и А-280 «Ростов-на-Дону – Таганрог – граница с Украиной» в обход Чалтыря. Однако в апреле того же года подрядчик, уже приступивший к строительству, подал в суд на донской минтранс и добился расторжения контракта. Во время работ вскрылись ошибки в проектной документации, а чиновники не смогли исправить их в срок.
26 ноября Минтранс вновь разыграл контракт, но его стоимость увеличилась более чем в 2 раза – до 2,8 млрд рублей. Но потом что-то вновь пошло не так, и 24 декабря закупку отменили по инициативе заказчика. И вот, в феврале 2021 года тендер разыграли в третий раз и выиграл его все тот же «Донаэродорстрой».
Другой неоднозначный случай с участием «Донаэродорстроя» произошел значительно раньше – в 2012 году. Минтранс Ростовской области разыгрывал контракт стоимостью около 7,5 млрд рублей на строительство трассы Ростов – Азов. За контракт боролись шесть претендентов, в их числе и «Донаэродорстрой». Конкурсная комиссия не допустила к аукциону никого, кроме упомянутой компании. А ей при этом, чтобы выполнить условия конкурса, достаточно было снизить стартовую цену на минимальный 1% - до 7,428 млрд рублей. После этого ФАС отменила итоги тендера и постановила провести все заново, правда, «Донаэродорстрой» новый аукцион все равно выиграл, но предложенная им цена была уже на 11,5% ниже максимальной.
Политические амбиции против предпринимательской жилки
АО «Донаэродорстрой» принадлежит Владимиру Кирсанову, Николаю Имедашвили и Алексею Кнышову. Двое последних, как сам Кнышов рассказывал газете «Ведомости», дружат с самого детства, в 90-х они приобрели имущество одноименного треста. После к ним присоединился Кирсанов, и за два десятка лет они подняли компанию на многочисленных и очень дорогих господрядах. Последний - на строительство, ремонт и эксплуатацию дальнего западного обхода Краснодара – стоит 41,5 млрд рублей.
Алексей Кнышов трижды избирался в Заксобрание Ростовской области от «Единой России», а в 2011 году даже стал депутатом Госдумы. Правда, уже через год он со скандалом покинул нижнюю палату парламента. Тогда в Госдуму поступили документы из Генпрокуратуры, в которых подтвердились факты присутствия Кнышова в органах управления словацкой коммерческой компании. Это было прямо запрещено законом, над донским предпринимателем даже нависла угроза уголовного дела.
Однако проверка Следственного комитета не нашла фактов лоббирования Кнышовым своих бизнес-интересов на посту парламентария, никакого дела тогда не возбудили. Но покинуть кресло единороссу все же пришлось.
Кстати, в 2012 году журнал Forbes дал Кнышову 61 место в рейтинге российских чиновников с самым большим доходом – за год он заработал 126,33 млн рублей, и это во времена, когда цена за доллар не превышала 32 рублей.
Почему ГСК «Дон» решила спонсировать переезд рынков
О мотивах крупного подрядчика регионального Минтранса можно только догадываться. Если отбросить неподтвержденные заявления об аффилированности крупнейшего дорожно-строительного предприятия Дона с региональными властями и самим губернатором, то остается только предположить, что компания, получающая миллиарды бюджетных денег, просто решила взять на себя социальную нагрузку.
По крайней мере, официальная позиция ГСК «Дон» выглядит именно так:
«ГСК «ДОН» готова протянуть руку помощи сотням ростовских предпринимателей, оказавшихся в сложной ситуации из-за событий, развернувшихся в Аксайском районе Ростовской области».
Интересно, что такое решение, по всей видимости, было принято после визита уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова – то есть, после непосредственного вмешательства федеральных властей.