Вячеслав Моше Кантор опасается социальных последствий пандемии на фоне резкого роста нетерпимости онлайн в 2020 году
Ежегодно Центр Кантора при университете Тель-Авива представляет отчёт об уровне антисемитизма в мире, и этот год, несмотря на все ограничения и сложности, не стал исключением. Как заявил Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса и основатель Центра, антисемитских инцидентов с применением насилия в большинстве стран стало гораздо меньше. Скорее всего, за это стоит «благодарить» ограничительные меры и карантин, ведь на самом деле антисемитизм не исчез и даже степень его распространения меньше не стала. Об этом говорят данные об увеличении случаев вандализма в отношении кладбищ и мемориалов, а также других общинных объектов, которые не охраняются.
Главное же поле битвы антисемитов и прочих распространителей ненависти переместилось в интернет, где пандемия породила собственные формы их проявлений. В частности, отметил Вячеслав Моше Кантор, карантинные меры и ограничения заставили отдельных противников этих мер проводить неуместные сравнения собственного положения с узниками концентрационных лагерей и обитателями гетто периода Холокоста. Особенно оскорбительным Вячеслав Моше Кантор считает то, что с реальными жертвами Холокоста, пережившими нечеловеческие лишения и страдания, себя сравнивают те, кто выступает против жизненно необходимой вакцинации от коронавируса, а также не менее важных карантинных мер.
Всплеск антисемитизма и других форм ненависти в сети спровоцировали на реакцию и крупнейшие интернет-компании. Многие социальные сети сами пошли на то, чтобы ужесточать контроль над размещаемым на их площадках контентом. На основных и самых крупных платформах это принесло плоды, и инцидентов с разжиганием ненависти действительно стало меньше. Однако Вячеслав Моше Кантор не видит у подобных мер далеко идущих последствий, способных действительно изменить ситуацию кардинально: ненависть, угрозы и подстрекательство уйдут в подполье, считает президент ЕЕК, или будут использовать другие платформы, только и всего.
Что касается отдельных стран, то Вячеслав Моше Кантор и его коллеги отдельно выделили ситуации на Украине, в США и Германии как самые тревожащие. В ФРГ в целом выросло число случаев, когда карантинные меры и вакцинацию как-либо сравнивали с Холокостом, а также здесь чаще стали осквернять еврейские кладбища и мемориалы. Что касается преступлений на почве нетерпимости как таковых, то в Германии эту проблему отметили уже на самом высоком уровне: из антисемитских побуждений здесь было совершено более двух тысяч инцидентов, и этот показатель стал самым высоким с 2001 года, когда подобная статистика преступлений по политическим мотивам вообще стала вестись.
США за последние годы и вовсе стали привлекать отдельное внимание экспертов. Ещё недавно благополучная для евреев страна в плане отношения и безопасности, она уже на протяжении нескольких лет демонстрирует рост числа преступлений на почве антисемитизма, в том числе с применением насилия. Как отметил Вячеслав Моше Кантор, свою лепту сюда внесли и собственные протестные движения и конфликты внутри страны: оказавшись между «правыми» и «левыми», евреи нередко подвергались преследованиям, оскорблениям и обвинениям от радикальных представителей обеих сторон.
В целом же самое большое число инцидентов, ожидаемо, было зарегистрировано в странах, где проживает больше число еврейского населения. Исключением здесь стала лишь Украина, где эксперты с сожалением отмечают рост ультраправых настроений, а также попыток реабилитации пособников нацистов в годы войны, что не может положительно сказаться на местном еврейском населении.