Ростов послевоенный: о площади Советов до и после Великой Отечественной
Площадь в Ростове, которая носит название Советов, меняла свой облик неоднократно и на протяжении многих лет – и до революции, и после гражданской войны, и позднее. И всё-таки Великая Отечественная война сыграла особую роль в истории этой площади. Можно сказать, она усугубила, усилила изменение облика не только площади, но и зданий, расположенных по её периметру.
Возникла площадь ещё в первой половине XIX века. Тогда на ней располагались торговые лавки. С годами количество лавок только увеличивалось, и это торговое пространство получило название «Новый базар» – в отличие от Старого, который теперь именуется Центральным рынком.
В 1875 – 1878 годах в центральной части площади, между торговыми лавками, был построен храм во имя Св. Александра Невского. Северная ограда подворья этого храма выходила на улицу Никольскую (ныне – Социалистическую). В 1891 году началось строительство нового храма – также во имя Св. Александра Невского. Это был величественный храм в ново-византийском стиле; автором проекта являлся выдающийся донской архитектор Ященко. Храм располагался севернее более раннего храма, в створе улицы Дмитриевской (ныне – Шаумяна). На одной из старинных фотографий можно увидеть и новый храм целиком, и фрагменты (главный купол и звонницу колокольни) старого.
Новый храм во имя Св. Александра Невского был освящён 17 августа 1908 года.
«Вокруг нового храма на обширной площади насажен парк из канадских тополей», - писали тогда газетчики.
А старый храм был разобран; в 1910 – 1913 годах по его образу и подобию был выстроен храм во имя Вознесения Господня на Братском кладбище.
Облик площади формировали не только строения, возведённые на её территории, но и здания, построенные по её периметру. Так, незадолго до Первой мировой войны, на пересечении улицы Большой Садовой и проспекта Большого Столыпинского (ныне – Ворошиловского) появились три крупных доходных дома. Один из них принадлежал купцу Мелконову-Езекову, другой – купцу Чернову, третий – промышленнику Гоцу и врачу Риттенбергу. В советское время первый был снесён после Великой Отечественной войны, два других сохранились, хотя их облик изменился после той же войны.
И уже во время Первой мировой войны возник архитектурно-скульптурный ансамбль, определивший облик восточной стороны площади вплоть до наших дней. На восточной стороне проспекта Среднего (ныне – Соколова) по проекту академика архитектуры Перетятковича было возведено здание конторы Государственного банка. А напротив него, на западной стороне проспекта, появился фонтан с изваяниями львов, созданный архитектором Дитрихом и скульптором Вейде.
В 1919 году храм во имя Св. Александра Невского на Новом базаре был официально признан кафедральным собором. К этому времени в местной прессе сложилось устойчивое наименование данного храма как «Нового собора». Но собором он пробыл недолго. В феврале 1920 года в Ростове-на-Дону установилась советская власть, а в конце 1929 года храм был закрыт, после чего в нём организовали «Краевую выставку социалистического строительства Северного Кавказа».
Судьба собора была предрешена. Как, впрочем, и всего «Нового базара».
В 1930 году состоялся конкурс на лучший проект Дома Советов – места сосредоточения административных и партийных органов власти Северо-Кавказского края. Проект, принятый за основу, предусматривал строительство гигантского комплекса зданий, который должен был занять все пространство между нынешними улицами Станиславского и Большой Садовой, проспектами Ворошиловским и Соколова. Вот так будущий Дом Советов должен был выглядеть, если смотреть на него с пересечения Большой Садовой и Ворошиловского.
Но этот проект полностью воплощён в жизнь не был. Во-первых, не хватало денег на такое грандиозное сооружение. Во-вторых, в 1933 году стиль конструктивизма был признан чуждым «пролетарской архитектуре», и, соответственно, все незавершённые проекты, выполненные в этом стиле, были существенно изменены.
Поэтому решили отказаться от строительства той части Дома Советов, которая должна была простираться от Большой Садовой до Социалистической, то есть, на территории, которую занимал храм во имя Св. Александра Невского. Но сам храм это не уберегло от уничтожения. В статье, опубликованной в газете «Молот» в октябре 1940 года, отмечалось: «Нужно ещё ликвидировать остатки собора (своды подвального этажа скрыты сейчас под грудами строительного мусора)».
Так что все 1930-е годы ушли на демонтаж храма. И не только храма, но и построек «Нового базара».
Причём эти постройки сносили куда быстрее, чем храм. А на их месте велось строительство Дома Советов. И уже в 1938 году в нём разместился целый ряд областных административных учреждений – Облплан, Облотдел торговли, Облпищепром, Управление по делам искусств и другие «обл...».
А пространство перед Домом Советов, на взгляд архитекторов, должна была занять площадь, которую предлагалось назвать площадью Советов. В центре её должен был появиться монумент в честь Первой конной армии, спроектированный архитектором Бариновым и скульптором Корольковым. На огромный подиум (35×35 метров), высотой более метра, планировалось поставить обелиск, высота которого должна была составить 25 метров.
«У подножья обелиска – на вздыбленном коне будённовец в бурке, со знаменем в руках. За ним – ещё два конника и группа пеших бойцов», - говорилось в статье «Молота».
Вокруг этого гигантского сооружения предполагалось разбить газоны и цветники, разделённые пешеходными дорожками. Макет новой площади поместили в одном из номеров «Молота» менее, чем за полгода до начала Великой Отечественной…
К началу войны успели только нивелировать территорию, отведённую под будущую площадь. Остатков собора на немецких аэрофотосъёмках 1942 – 1943 годов на этой территории не видно. Тем не менее, немецкие оккупационные власти инициировали в августе 1942 года проведение торжественного молебна «на площади перед Госбанком, где раньше был разоренный большевиками Новый Собор», а затем объявили сбор пожертвований «от верующих на восстановление разрушенных храмов и на постройку Нового Собора».
Упоминания об этом можно обнаружить в газете «Голос Ростова», издававшейся оккупационными властями Ростова-на-Дону в августе 1942 – январе 1943 годов.
После развала СССР подобные идеи вновь стали появляться в ростовских СМИ, однако дальше обсуждения дело пока не пошло.
После войны было решено восстановить здание Дома Советов, сильно пострадавшее от огня. Но пока решался вопрос о будущем облике этого здания и о средствах на его восстановление, площадь Советов стали приводить в порядок.
В 1947 – 1948 годах по проекту архитектора Тараканова были выполнены работы по «благоустройству и озеленению» площади. На фотографии тех лет видно, что на площади разбит сквер, в центре которого расположен цветник восьмиугольной формы. Вдоль пешеходных дорожек и вокруг цветника были установлены фонари с плафонами сферической формы.
Такой вид площадь имела до начала 1970-х годов. Тем временем продолжал меняться облик зданий, расположенных по её периметру. И вызваны эти изменения были разрушениями в годы войны. Все здания вдоль северной стороны площади, между проспектами Ворошиловским и Соколова, были снесены, а на их месте в 1952 – 1956 годах возвели ансамбль зданий треста «Ростовуголь».
А в 1955 – 1968 годах восстановили, точнее говоря – реконструировали Дом Советов (подробнее об этом – в следующих очерках). В результате формирование того облика площади Советов, который мы все хорошо знаем, произошло под сильным влиянием архитектуры послевоенного времени.
Но оставался нерешённым вопрос о том, что же будет в центре площади. Цветник просуществовал долго, но он не мог находиться там вечно. Ещё на предвоенных планах, как мы видели, в центре предусматривалось возведение памятника красноармейцам времён гражданской войны. В целом эта концепция была реализована, но её конкретное воплощение заметно отличалось от того, что задумывалось в начале 1940-х годов.
В августе 1969 года в газете «Молот» появилась статья о том, что скульптор Вучетич и архитекторы Ловейко, Ребайн и Эберг разработали проект памятника воинам Первой конной армии, который должны были установить в центре площади Советов в 1970 году. Однако работы по сооружению памятника затянулись, и его возведение завершилось лишь в 1972 году. В апреле этого же года монумент был открыт. Побывал на открытии и наш земляк Вучетич – выдающийся советский скульптор, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР.
Он рассказывал: «Из моей памяти никогда не изгладятся воспоминания о январских днях 1920 г., когда Красная армия освободила Ростов от белогвардейских банд. Мой отец, старый член партии, погиб от рук белогвардейцев в боях на гражданской войне. И когда 1-я Конная вступила в Ростов, я долго бродил по улицам города, приглядываясь к воинам-освободителям, стремился разглядеть в красном красногвардейце отцовские черты…».
Что ж, бойцы Первой конной, действительно, брали Ростов-на-Дону в январе 1920 года. И эта армия, конечно же, сыграла важную роль в разгроме белогвардейских войск на Юге России.
Но как на самом деле шли бои за город в то время? 8 января 1920 года Первая конная армия выбила белогвардейцев из Ростова-на-Дону и захватила его. Однако, продвинувшись чуть южнее, эта армия, совместно с 8-й советской армией, была разбита частями Добровольческого корпуса и Донской армии 17 – 21 января на рубеже Батайск – х. Злодейский – ст. Ольгинская. После этого Первая конная была отведена в тыл для пополнения личного состава после потерь, понесённых в этом бою. Затем её перебросили к востоку от города, и армия начала обходное движение к Манычу и далее. Маневр завершился разгромом белогвардейских войск под Егорлыкской в конце февраля – начале марта 1920 года.
Тем временем, 20 февраля 1920 года части Добровольческого корпуса ворвались в Ростов-на-Дону. Начался бой между ними и подразделениями 8-й армии. В ночь с 21 на 22 февраля 8-я армия оставила город, однако через день она вновь вступила в его пределы. К вечеру 23 февраля 1920 года Ростов-на-Дону был освобожден от белогвардейских войск. Таким образом, окончательно советская власть была установлена в городе силами не Первой конной армии, а 8-й армии, основную ударную силу которой составляла пехота (в составе армии было 8 стрелковых дивизий и 1 кавалерийская). Тем не менее, в 1970-х годах появились два монумента в честь первоконников именно как освободителей города: первый – на площади Советов, второй – знаменитая «Тачанка». Так история превращается в миф.
Помимо возведения монумента в честь Первой конной происходили и другие изменения в облике площади Советов: заменили фонари, посадили деревья, заменили плитку. Но в целом формирование площади в её нынешнем виде завершилось после установки этого памятника.
Не все изменения на территории площади, о которых рассказано выше, произошли после Великой Отечественной войны. Многие решения, повлёкшие за собой преобразование данного пространства, были приняты ещё до её начала. Но то, что мы сегодня видим площадь именно такой, напрямую связано с устранением последствий той памятной войны.
Александр Харченко специально для 1rnd.ru