Роскачество потребовало убрать из продажи опасные для детей товары
Если в поисковую строку браузера вбить запрос «ДТП Ростов-на-Дону дети», то вы увидите множество новостей из различных СМИ: «…в Ростовской области в аварии погиб годовалый ребенок», «При столкновении грузовика и легковушки под Ростовом погиб ребенок», «В Ростовской области в перевернувшемся Лифане погиб младенец».
Только за первые три месяца этого года в Ростовской области произошло 31 ДТП с участием детей, из них 35 несовершеннолетних пострадали. Обезопасить детей, находящихся в машине, стараются при помощи детского кресла. Однако на смену этому устройству пришло другое – направляющие лямки. Именно их требует убрать из продажи Роскачество.
Чем опасны «треугольники»
Роскачество заявляет, что использование «треугольников» для перевозки детей вместо детского кресла – затея опасная, так как риск травм при ДТП с этим устройством повышается. Все происходит из-за маленького роста, стоит понимать, что лямки ремня безопасности лежат на ребенке не так, как на взрослом человеке.
Ребенок может задохнуться при резком торможении, поскольку верхняя лямка идет у ребенка не по ключице, а по шее.
Но не все это понимают. Так, исходя из опроса Роскачества, около 20% автомобилистов, считают, что «треугольник» – достойная замена детскому креслу и покупают их, дабы сэкономить.
Считается, что «треугольник» регулирует направление лямок под рост ребенка. Но это не так.
«Во-первых, недопустимо возить малыша, пристегнутого обычным ремнем безопасности (независимо от наличия адаптера), потому что ребенок должен сидеть только в каркасном кресле, где система крепления и направления лямок продумана и протестирована. Во-вторых, испытания Росстандарта с манекеном 6-летнего ребенка, проведенные на автополигоне нами, показали, что при внезапном торможении или ударе «треугольник» не только не спасает от травм, но и наносит их: из-за того, что поясная лямка подтягивается вверх, при торможении все давление приходится на область живота, где жизненно важные органы брюшной полости максимально уязвимы», - отметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
О том, что подобные автомобильные детские удерживающие устройств (ДУУ) запрещены ввиду своей небезопасности, Росстандарт предупреждал не раз.
Начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии Росстандарта Карен Тадевосян пояснил: «Сертификация и реализация их является нарушением технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Правил ООН № 44-04». Помимо каркасного детского кресла, допустимым удерживающим устройством является бустер, если речь идет о ребенке более старшего возраста, весом от 36 кг.
Почему свободно можно купить запрещенный товар
Как таковых мер по очистке рынка от суррогатов ДУУ пока не принимается, направляющие лямки все еще продаются в интернет-магазинах. Но помимо них эти детские удерживающие устройства можно встретить на полках магазинов товаров, в автомобильных лавках и супермаркетах.
«Большинство магазинов не занимается проверкой продукции и выступает в качестве площадки: это касается как онлайн, так и офлайн магазинов. Поскольку такие товары запрещены регламентом Таможенного Союза, то каждый, кто продает суррогаты ДУУ нарушает закон», - резюмирует Карен Тадевосян.
Но наличие сертификатов ничего не значит, так как есть факт существования множества поддельных документов и органов по сертификации, которые выдают соответствующие документы незаконно.
Бороться с проблемой выдачи сертификатов планируют следующим образом: просто ограничить количество выдаваемых сертификатов на определенный промежуток времени.
Как очистить рынок от опасных ДУУ
Избавиться от опасных ДУУ на рынке довольно непросто. Пока что выпустить фальшивые сертификаты можно в огромном количестве, а проверка каждого и процедура отзыва проводится вручную и занимает довольно много времени.
То есть, мошеннический путь быстрый, а официальная процедура по установлению, что товар не соответствует техрегламенту и отзыву его с рынка, – затяжная. Сейчас, конечно, есть органы по надзору, которые вправе самостоятельно отменить сертификат или декларацию о соответствии. Но, во-первых, процесс все же занимает какое-то время, а, во-вторых, нужно все тщательно проверить, чтобы ненароком не ущемить права честных предпринимателей.
Карен Тадевосян говорит, что существует и другая проблема – возникновение аналогов товара. Сегодня закрыли «Адептер», завтра появится «Адаптер Плюс».
Но даже если в России практика незаконной выдачи сертификатов сойдет на нет, то есть вероятность, что производители данной продукции просто начнут получать сертификаты в других странах ЕАЭС, так как там не ведется столь активная борьба с подобной проблемой. Поэтому сейчас уделяется внимание вопросу взаимодействия органов надзора государств-членов ЕАЭС, дабы внедрить единую надзорную практику.
Еще один выход из положения – штрафы.
За перевозку ребенка, который пристегнут лишь «треугольником», сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф размером в 3000 рублей, так как по закону это отсутствие детского удерживающего устройства, к которому «треугольник» никак не относится.
Поэтому проще однажды потратиться на детское кресло, чем каждый раз оплачивать штрафы. И, конечно же, безопасность ребенка дороже любых денег.
Елизавета Уразова