Ростовская область стала аутсайдером рейтинга Greenpeace из-за отписки чиновников
Ростовская область оказалась на последних местах рейтинга Greenpeace по открытости к «Зелёному курсу». Причём позицию аутсайдера региону принёс отказ чиновников рассказывать о достижениях региона.
"Зелёный курс" - это предложенная год назад учёными и экологами программа перехода к низкоуглеродному развитию. Она предусматривает постепенный отказ от твердого топлива и нефтепродуктов за счёт перехода на электричество и альтернативные виды энергии, раздельный сбор и переработку мусора, максимальный отказ от одноразовой упаковки, развитие сервисов аренды и ремонта товаров. Большая часть предложений "Зелёного курса" стала частью рекомендаций президентского Совета по правам человека.
Одна из особенностей "Зелёного курса" - ставка на региональные инициативы. То есть, идеи улучшения экологии должны активно внедряться на местах, на уровне городов и субъектов, чтобы со временем эта "подушка" позволила совершить качественный общероссийский рывок.
Гринпис решил оценить открытость регионов к таким инициативам и направил в 2021 году официальные запросы органам власти всех субъектов РФ. Чиновникам предложили рассказать, какие низкоуглеродные инициативы уже внедряются или планируются к внедрению в ближайшие годы. На основе этих ответов и качества решений экологи составили рейтинг.
Ростовская область разделила в нём предпоследнее место с Амурской. Ответ наших чиновников Гринпис обозначил как "Отписка". Хуже результат только у Адыгеи, Воронежской и Тверской областей, где власти просто не ответили на запрос.
Ответ от минприроды Ростовской области за подписью заместителя министра Аллы Кушнарёвой Гринпис прикрепил к результатам рейтинга. Минприроды Дона заявляет, что "на субъекты РФ не возложены полномочия в области климатической политики, включая регулирование объемов выбросов и поглощения парниковых газов".
Интересно, что другие регионы РФ нашли у себя такие полномочия. В частности, Самарская область в качестве мер перечислила строительство ветроэлектростанций, экопросвещение, переход на электротранспорт, внедрение раздельного сбора отходов (РСО). Ставрополье также написало про РСО и строительство зарядок для электромобилей. Томская область даже включила в "Зеленый курс" аренду самокатов, Тюменская - велодорожки.
Вечный соперник Ростовской области, Краснодарский край, перечислил аж 9 мер, которые соответствуют "Зеленому курсу" - развитие энергетики ветра, солнца, перевод котельных на электричество, обновление парка электротранспорта и другое. Столько же мер в Волгоградской области - ветропарки, отмена налога и бесплатные парковки для электрокаров, РСО.
За редким исключением регионы перечислили меры, которые есть и в Ростовской области. Однако почему власти региона предпочли не делиться этой информацией, большой вопрос.
Эксперт общественной палаты Ростова Николай Ларин предположил, что такая ситуация может быть связана с особенностями взаимодействия между различными областными структурами:
- Возникает вопрос, а как у нас в областном ведомстве поставлена работа? Если все мы слушаем доклады в СМИ: о ТРЁХ ветропарках в области, новых троллейбусах на маршрутах Ростова (и об очень старых из самой Москвы), новых красных трамваях в Таганроге, солнечных батареях на паркоматах и части пешеходных переходов (они есть, если даже не работают), также, говорят, в вузах идут различные разработки. Нашей области есть о чём рассказать!
Пока же власти предпочитают рассказывать о достижениях на своих официальных порталах и в своих соцсетях. Буквально на днях сити-менеджер Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко поделился в инстаграме информацией о появлении в городе большой контейнерной площадки для раздельного сбора мусора.
- Такой подход к обращению с мусором позволяет выделить из всех бытовых отходов полезные материалы, отправить их на переработку и повторно использовать. Таким образом, отходы используются более рационально, мусора становится меньше, а экология улучшается, - пишет Логвиненко.
А губернатор Василий Голубев недавно поделился кадрами первого нового трамвая для Таганрога. Запуск первых километров перезагруженной транспортной системы запланирован на сентябрь.