Четыре года после огненной катастрофы: как сложилась судьба Театрального спуска и погорельцев
Сегодня, 21 августа, исполняется 4 года самому крупному пожару в современной истории Ростова. Редакция 1rnd выяснила, что изменилось на Театральном спуске за эти годы, найдены ли виновники трагедии и что сделали власти, чтобы не допустить её повторения.
21 августа 2017 года в частном секторе на Театральном спуске Ростова начался пожар. В тот день был сильный ветер, огню понадобился всего час, чтобы охватить 10 тысяч квадратных метров застройки. Пожар унёс жизнь одного человека и оставил без крыши над головой ещё около 700. Возгорание удалось потушить только на следующий день.
Погорельцы: помощь получили не все
Катастрофический пожар 21 августа 2017 года опалил жизни более 700 человек (это цифры статистики - 713 человек получили разовую материальную помощь сразу после ЧП). Однако помощь получили далеко не все, выплаты продолжаются и сейчас.
Погорельцы разделились в зависимости от жизненной ситуации на несколько неоднородных групп. Кто-то полностью лишился жилья при пожаре. Чьи-то дома пострадали, но их восстановили. Дома части погорельцев признали аварийными и подлежащими сносу, причём далеко не всегда люди были с этим решением согласны.
По данным мэрии Ростова, 401 человек (или 185 семей) получили деньги на новое жилье. 80 человек (37 семей) ничего не получили - сгоревшее жилье не было единственным их имуществом, по букве закона, претендовать на помощь они не могли.
Главный конфликт развернулся вокруг 6 многоквартирных домов, которые в 2019 году мэрия признала аварийными и подлежащими сносу. Горожане яростно протестовали и даже судились за свои дома, считая, что их можно восстановить. Однако власти были неумолимы - как и суды. На 21 августа 2021 года все спорные дома изъяты, большинство семей, 21, уже получила компенсацию.
И расселение, и выплата компенсаций в ряде случаев идут со скрипом. Как сообщила редакции 1rnd ростовчанка Анна Антошина, чья семья осталась без крыши над головой из-за пожара 2017-го, деньги им удалось получить только после обращения к президенту.
По её словам, мэрия выкупать земли не спешила. Выплаты за собственность Антошиной пообещали примерно в 2025-2030 годах. После известия о том, что семье придется выживать без своего жилья около 10 лет, сын Анны отправил письмо Путину.
Обращение услышали, однако полученных средств хватило только на покупку однокомнатной квартиры с черновой отделкой. Люди, у которых сгорело всё имущество, теперь вынуждены находить средства на отделочные материалы, мебель, посуду и другие необходимые предметы. На помощь от мэрии семья погорельцев надеется, но сильно не рассчитывает.
- Мы считаем, что если бы администрация захотела помочь нашим семьям, то помогла. Но они не хотят. Если то, что положено по закону, через президента Российской Федерации с горем попала получили, то о чём можно вообще говорить? Они же и в суд на наши семьи подавали, чтобы отобрать у нас всё совсем бесплатно, и если бы не помощь журналистов, общественности у нас бы всё и отобрали, - возмущается Анна Антошина.
Поиск виновных и бесконечный суд
Власти и следователи объявили причиной пожара халатность. Уголовное дело, из которого, как заявляют потерпевшие, выкинули множество доказательств поджога, зависло в Пролетарском суде Ростова-на-Дону.
На скамье подсудимых оказались трое: экс-заместитель главы Пролетарского района Марина Беляева, начальник Восточного филиала РЭС ОАО «Донэнерго» Павел Трунов и мастер производственного участка Игорь Безземельный.
По версии следствия, Беляева не смогла проконтролировать ликвидацию свалочных очагов. Её судят по статье «Халатность». Трунов и Безземельных обвиняются по статье «Причинение смерти по неосторожности» (в пожаре погиб один человек). Электрики, полагает следствие, не провели своевременный ремонт сетей и санитарный спил деревьев. В итоге проводка заискрила и начался катастрофический пожар.
Первое заседание суда по громкому делу состоялось в октябре 2019 года. Слушается оно почти год - с постоянными перерывами и переносами.
Согласно информации на сайте Пролетарского суда, последнее заседание откладывалось 21 раз подряд. Сейчас оно перенесено на 1 сентября. Однако в объединённой пресс-службе судов Ростовской области дали понять, что о затягивании сроков говорить не приходится.
- Длительность рассмотрения настоящего уголовного дела обусловлена его большим объёмом и фактической сложностью, а также необходимостью допроса большого количества потерпевших и свидетелей, - ообщили 1rnd.ru в пресс-службе.
Потерпевшими по делу проходят 558 человек. К настоящему времени, несмотря на перерывы, допрошены почти все - остался лишь один потерпевший. Из 92 свидетелей в суде выступило уже 66. Общий объем доказательств по делу 85 томов. Сколько ещё продлится процесс, сложно загадывать.
Судьба земли уже решена
Что будет с Театральным спуском дальше - единственный вопрос о последствиях огненной катастрофы, на который уже есть ответ. Властям, несмотря на протесты местных жителей, удалось продавить строительство нескольких автодорог и пешеходной зоны.
В августе 2021 сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко сообщил, что проект реконструкции Театрального спуска прошёл госэкспертизу.
На послепожарной территории создадут крупную магистраль с пешеходным мостом, пешеходную зону с выходом на новую часть набережной (сейчас проект её продления находится на рассмотрении), перехватывающие парковки, зоны отдыха и смотровые площадки. Отдельно в администрации подчеркнули, что жилья на этой территории строить не будут.
Также через Театральный спуск хотят провести велосипедное кольцо, которое будет идти через Пушкинскую и Сиверса. Но пока это только планы.
Но реализовать все эти проекты, городу нужны будут не только земли погорельцев. Выкупать придётся и дома, которые находятся поблизости - всего речь идет о 70 участках.
Что сделано, чтобы больше катастрофических пожаров не было
Власти отчитались о том, что работа оперативных служб города после событий августа 2017 года перестроена.
По словам первого заместителя сити-менеджера Юрия Овчинникова, теперь каждое лето в городе действует особый противопожарный режим, а управлению по делам ГО и ЧС Ростова дали дополнительную технику.
Также в городе создали восемь межведомственных оперативных групп (по одной на каждый район). Они объезжают территории, на которых есть риск возгорания сухостоя, и передают информацию в службу 01.
Тем не менее, и серьёзные ландшафтные пожары, и сложнейшие возгорания в историческом центре Ростова продолжаются. Чего стоят пожар в марте 2020 года рядом с "Ростов Ареной", когда погиб сотрудник МЧС, или возгорание в доходном доме Сариевых рядом с правительством Ростовской области. А факторы, которые к ним приводят, остаются прежними: горы мусора, сухостой, заброшка - и открытый доступ ко всему этому сомнительных личностей.