Больше, чем в Ростове тратят на парки: считаем расходы кандидатов в Госдуму на избирательную кампанию
Выборы в Госдуму восьмого созыва завершились. Каждый из кандидатов был обязан отчитаться о расходах на избирательную кампанию перед региональным избиркомом. Рассказываем, кто из одномандатников потратил больше всего денег на свое продвижение и какие кампании собирали им пожертвования.
Самые дорогие избирательные компании
Виталий Кушнарев – 42,8 млн рублей
Экс-глава администрации Ростова избирался по Южному округу и ему удалось победить, набрав 37% голосов. Для победы кандидат от «Единой России» не жалел денег: на его избирательный счет поступило более 40 млн рублей от 21-й компании и еще 9-ти частных жертвователей. Средств было собрано с избытком в почти 3 миллиона, которые пришлось вернуть в бюджет (лимит счета кандидата не может превышать 40 млн рублей).
Антон Гетта – 40 млн рублей
Депутат Госдумы прошлого (а теперь и следующего) созыва потратил на кампанию максимально возможный объем средств. Среди жертвователей единороса – ООО «АМС-ЮГ», занимающаяся производством медицинских изделий, и две фирмы, сертифицирующие продукцию - ООО "СДС-Серт" и Кубанский центр сертификации и экспертизы "Кубань-Тест". Полученные 40 млн рублей Гетта полностью потратил на агитацию.
Екатерина Стенякина – 35,5 млн рублей
Третья по дороговизне кампания депутата Заксобрания Ростовской области, прославившейся несколько лет назад скандалом на молодежном форуме "Территория смыслов", где она попрекнула жительницу Красноярска «шестым айфоном за 50 тысяч рублей». Интересно, что крупными спонсорами Стенякиной стали целых четыре ростовских застройщика - ООО СК «Стройтрест», ООО «СИ-ЮГ», ООО «СК 21» и СК «Градстрой».
Как много потратили кандидаты-единоросы
Не отстают от кандидатов с самыми затратными избирательными кампаниями и другие их сопартийцы. В общей сложности единоросы потратили на выборы по одномандатным округам 206,5 млн рублей – это больше, чем годовой бюджет Ростова за 2020 год на развитие парковых зон.
Кроме того, это 65% всех затрат на избирательную кампанию одномандатников. Всего, по словам главы донского избиркома Андрея Бурова, кандидаты от 14-ти политических партий потратили на выборы в Госдуму 319 млн рублей. То есть, даже суммарные расходы всех остальных кандидатов не превысят затраты членов «Единой России».
Для сравнения, самая затратная кампания кандидата-неединороса обошлась в 7,7 млн рублей. Ее провел член «Справедливой России - За Правду» Юрий Мезинов. Однако эти расходы сложно сравнивать даже с самыми скромными показателями «Единой России» - кампанией депутата ГД прошлого созыва Виктора Дерябкина в 10,7 млн рублей.
Самые щедрые жертвователи
Избирательный фонд кандидатов пополнялся по большей части из пожертвований юридических (и реже физических) лиц. Самым щедрым жертвователем оказалась Федерация независимых профсоюзов России, потратившая на кампании кандидатов от ЕР (Тутовой, Гончарова, Гетты и Бурлакова) 33,8 млн рублей. По данным из открытых источников, это около трети прибыли ФНПР за 2020 год. Несмотря на финансовую успешность, коммерческой деятельностью она официально не занимается.
Вторым по щедрости оказался партийный кошелек, а именно ростовский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, учрежденный общественным фондом поддержки «Единой России». Организация потратила на кампании всех одномандатников от ЕР (кроме Николая Гончарова) 32 миллиона рублей – по 8 миллионов на кандидата.
Еще 18 миллионов на кампании трех единоросов отдал Фонд поддержки будущих поколений, аффилированного через учредителя с еще одним фондом поддержки регионального сотрудничества и развития – только не ростовского, а ямало-ненецкого.
Самыми же крупными коммерческими жертвователями стали один из крупнейших агрохолдингов России - «Юг Руси» (9 миллионов на кампании Виктора Дерябкина и Виталия Кушнарева) и компания по укладке плитки «Аксайстройпром», учредителем которой является «Агроком Холдинг» Ивана Саввиди (6 млн рублей на кампании Антона Гетты, Екатерины Стенякиной и Виталия Кушнарева).