“Урбанистический угар шестидесятых”: продленная Береговая не устроила разработчиков правил застройки Ростова
Архитекторы и проектировщики ГК “Градостроительный центр” раскритиковали проект продления Береговой в Ростове и предложили свои варианты обустройства набережной.
Напомним вкратце о чем речь: мэрия собирается проложить 6-ти полосную магистраль от Богатяновского спуска до 13-й Линии длиной более 2-х километров. Для строительства этой дороги придется изъять десятки участков, в том числе федеральную собственность. Проект раскритиковали в ходе общественных обсуждений на “Активном ростовчанине”. Против него проголосовало 343 человека, за - 158.
Гладко на бумаге, да забыли про овраги
Начать обсуждение проекта урбанисты предлагают с ответа на вопрос “Зачем нужна эта дорога?”. Ее основное назначение - быть объездом городского центра от площади 5-го Донского корпуса до Александровки. Существенным аргументом за прокладку магистрали является тот факт, что она предполагается в Генплане Ростова.
Однако, судя по тому же Генплану, далее продленная Береговая должна растянуться еще дальше: от 13-ой Линии до “Красного Аксая”, затем - на восток, “изящно и непринужденно пересечь железную дорогу” и пройти до улицы Александра Блока. Загвоздка здесь в том, что последняя - это дорога шириной не больше 12 метров, которая попросту не способна вместить трафик продленной Береговой. При этом в Генплане ее расширение не предполагается вовсе.
“Мало того, чтобы взобраться на горку, там где проходит улица Блока, надо еще и построить путепровод через железную дорогу, а для этого надо снести уйму жилых домов между улицами Каяльская и Путевая”, - пишут эксперты.
Конечно, дома можно снести, а земли изъять. Узкую улицу Александра Блока можно расширить в два раза. Вопрос той самой целесообразности, в отсутствии которой власти с завидной регулярностью отклоняют замечания на общественных обсуждениях:
“Зачем вообще объезжать центр города по набережной? Ведь в загнивающей Европе и во всяких там Сингапурах как страшный сон стараются забыть реализованные в урбанистическом угаре шестидесятых проекты, предполагающие трассировку по набережным скоростных хайвеев”.
Умри, но объедь центр
Если представить варианты маршрута от памятника Стачке до улицы Блока, то можно выделить три: по Варфоломеева, Текучева, Шолохова; по набережной; по Левому берегу со строительством моста в районе Зеленого острова. Учтя длину маршрута, ограничения скорости и количество светофоров, эксперты “Градостроительного центра” пришли к выводу, что разница между существующим объездом и хайвеем на Береговой - всего 7 минут в пользу последнего.
“То есть ради того, чтобы кто-то на 7 минут меньше тратил на дорогу в этом направлении, мы должны навсегда распрощаться набережной, превратив ее в транспортную артерию? И что, в итоге мы освободим центр? Нет, место машин, которые пойдут по Береговой, в центре займут другие - это уже многократно доказано мировой практикой”, - приходят к выводу урбанисты.
Компромиссным вариантом было бы разместить хайвэй в выемке ниже уровня воды, которая бы отделила магистраль от пешеходной и парковой зоны. Однако в Ростове подобный подход невозможен из-за геологически слабого склона, придавленного вовремя не запрещенными высотками.
Очевидное невероятно
Вариант, который даже не рассматривался властями - транзит через Левый берег со строительством моста через Дон по Зеленому острову. Это может показаться невероятно сложным и дорогим, пока мы не вспомним о том, что на этом самом месте предполагают проложить не менее затратную канатную дорогу, которая вызывает скепсис у экспертов и смех у горожан.
Удаленная от общественного пространства дорогу по Левому берегу, по расчетам экспертов, могла бы сократить время в пути более чем в два раза - с 36 до 15 минут, так что в долгосрочной перспективе такой проект заслуживает куда больше внимания.
Компания “Градостроительный центр”, предложившая эти замечания к проекту, более 10 лет занимается разработкой генеральных планов, правил землепользования и застройки (которые они разрабатывали в том числе для Ростова), региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
“В последнее время активной позиции застройщиков и властей в этом направлении противопоставлена столь же яркая, хотя и значительно более слабая позиция общественности. Мы же хотели приводить профессиональное мнение по тем или иным вопросам градостроительного развития, высказываясь на основе собственного опыта и знаний”, - отметили урбанисты.