Борис Владимирский: «Свободного человека превратить в робота невозможно»
Объявленная тема ноября в рамках Года науки и технологий – искусственный интеллект. Об актуальных исследованиях и тенденциях в сфере ИИ рассказал доктор биологических наук, профессор физического факультета, ведущий сотрудник Центра нейротехнологий Южного федерального университета Борис Владимирский.
- Борис Михайлович, какие исследования в области искусственного интеллекта, на ваш взгляд, сегодня наиболее перспективные?
- Одно из самых интересных направлений - объединение человека и искусственного интеллекта в единую систему. Над этим мы и работаем сегодня в Научно-исследовательском технологическом Центре нейротехнологий под руководством профессора Валерия Кироя. Этот симбиоз может многое дать науке, поскольку машины ни сейчас, ни в обозримом будущем не будут наделены интуицией. Напомню, что одним из стратегических проектов развития ЮФУ как раз и являются «Системы управления и гибридный интеллект». Если мы будем продвигаться в направлении сближения искусственного и естественного интеллекта, то мы начнём больше понимать, как устроен наш мозг. А это позволит решить множество проблем, связанных с патологиями и травмами мозга. В ближайшие несколько лет обязательно произойдёт конвергенция искусственного интеллекта и ИМК (интерфейс «мозг-компьютер», в англоязычном варианте Brain-computer interface, BCI).
- Что подразумевается под этим термином?
- Интерфейс «мозг-компьютер» - это комплекс, который «превращает» электрическую активность мозга в конкретное действие. При этом тело человека в этом процессе не участвует. Например, в 2008 году мы создали инвалидную коляску, управляемую мысленными командами. Человек, прикованный к инвалидному креслу и неспособный пошевелиться, может силой мысли заставить своё кресло ехать вперед, поворачивать, тормозить и прочее. Считаю, что исследования и разработки в области ИМК – это одна из немногих областей, связанная с высокими технологиями, где Россия может занять достойное место, и мы надеемся, что такая возможность не будет упущена.
Кстати, в августе наш университет в числе лучших вузов страны победил в конкурсе Минобрнауки России на получение грантов на разработку образовательных программ бакалавриата и магистратуры по искусственному интеллекту. Цель этого гранта и этих программ – подготовить достаточное количество преподавателей, которые будут вести лекционные и практические занятия по искусственному интеллекту для студентов всех профилей.
- Способны ли учёные разработать ИИ, полностью аналогичный человеческому разуму?
- Да, думаю, когда-нибудь появится «общий» искусственный интеллект, максимально приближённый к человеческому. Но для этого идеология научных исследований должна серьёзно трансформироваться. Сегодня создают много полезных и хороших роботов с ИИ для решения прикладных задач. Это пока что весьма далеко от понимания того, что есть естественный интеллект.
- Словосочетание «искусственный интеллект» часто употребляется с негативной коннотацией. Люди опасаются «чипирования», восстания машин…
- Да, вокруг этой темы очень много хайпа. Есть люди, даже в научной среде, которые умышленно нагнетают страх. На мой же взгляд, нормального свободного человека превратить в машину или придаток машины невозможно. Чтобы модифицировать психику человека, нужно поместить его в максимально строгие условия, отрезать от общества. Сам факт существования познавательной активности предполагает, что манипулирование поведением, как правило, не может быть эффективным, поскольку оно не приводит к получению систематически предсказуемых результатов при условии нормального развития в рамках данной культуры. Об этом вы можете почитать в моей статье в «Независимой газете».
- Думаю, это очень разумная превентивная мера. Представим ситуацию: едет на большой скорости «беспилотный» автомобиль, который не может мгновенно затормозить. Если повернёт в одну сторону – собьёт ребёнка, в другую – пенсионера. Как в этой ситуации быть? Это сложная этическая проблема. Чтобы предусмотреть логику принятия решений ИИ, должны быть установлены какие-то этические нормы, красные линии, которые нельзя пересекать. А как быть, например, с системой распознавания лиц? Ведь это тоже этическая проблема соотношения индивидуальной свободы и общественной безопасности. Поэтому разработка таких этических кодексов уже сейчас, на мой взгляд, целесообразна. Я уверен, что искусственный интеллект будет определять не только нашу жизнь, но и положение государства в мире в ближайшие 20-30 лет.
Напомним, 19 ноября в России отмечают День преподавателей высшей школы. Редакция 1rnd поздравляет преподавателей ЮФУ с профессиональным праздником.
Как отметил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, задачей преподавателя во все времена было «вдохновить и разжечь любознательность, верно направить и помочь достигнуть амбициозных целей, заинтересовать, разбудить стремление к новому, научить правильно задавать вопросы и находить ответы».
В Южном федеральном университете и в его филиалах трудятся более тысячи преподавателей, без их самоотверженной работы и полной отдачи процессу обучения студентов немыслимо развитие российской науки и технологий, невозможно процветание нашего государства.