План исторической катастрофы: почему ростовчане потребовали изменить проект охранной зоны
Эксперты нашли грубые нарушения в проекте объединённой охранной зоны Ростова от госучреждения «Донское наследие». Однако слушать аргументы специалистов в организации отказались. Тогда общественники решили рассказать о грозящей Ростову катастрофе напрямую горожанам.
Объединённая охранная зона - это комплекс чётких требований к высоте и виду новых зданий, которые нужно будет соблюдать в историческом центре Ростова. Разрабатывало этот свод правил учреждение "Донское наследие". Когда проект проанализировали общественники, архитекторы и краеведы области, оказалось, что это - не сохранение, а уничтожение исторического центра.
Как сообщили на пресс-конференции эксперты движения «МойФасад», проект даст возможность снести около более тысячи старинных зданий и строить в старом Ростове дома, которые будут в несколько раз выше существующих. Дореволюционные строения можно будет уничтожать целыми кварталами.
Кроме того, эксперты разошлись во мнении о числе ОКН в Ростове. «Донское наследие» насчитало 600 объектов, которые необходимо охранять. После этого градозащитники направили в организацию данные о ещё 1,5 тысячи исторических строений.
«Около 1,5 тысячи домов в проекте «Донского наследия» никак не учтены. То есть все их можно будет спокойно сносить. Мы посмотрели все номера этих домов и узнали, кто владел ими до революции. Мы дали им адреса и указали, почему здания имеют культурную ценность», - объяснил краевед Геннадий Крольман.
Среди названых зданий были особняк семьи Кацман, где родилась первая леди Израиля, дом, где родился и жил герой Советского Союза Цезарь Куников и здание, в котором проживала семья Рысс.
Профессиональное сообщество направило это и многие другие замечания к сформированному проекту. Для решения вопроса была создана рабочая группа, которая, по мнению общественников, не дала ожидаемого результата.
«Рабочая группа закончилась, нас не услышали. Ничего из того, что мы просили, внесено не было. Протоколы всех трёх собраний рабочей группы мы так и получили. Мы хотели построить конструктивный диалог, но были восприняты как просто толпа сумасшедших», - объяснила координатор общественного движения «Мой фасад» Елена Чернышева.
В качестве иллюстрации к тому, что ждёт центр Ростова в случае принятия проекта, Крольман привёл карту города. На ней значками были обозначены уже снесённые дома, а также те, которые скоро могут исчезнуть. При включении на экране появилась россыпь красных и чёрных точек.
«Эта картинка далеко не самая полная, однако и она даёт отличное представление о том, как будет выглядеть центр города, если ещё и чёрные точки (аварийные дома) начнут сносить. По сути, большая часть Ростова-на-Дону будет представлять собой пустырь. И на их месте потом появляется новая застройка или парковки», - объяснил Геннадий Крольман.
Краевед уточнил, что на месте пустырей могут вырасти высотные дома. В некоторых частях высота зданий будет выходить за пределы 30 метров.
Грамотно подойти к строительству в Ростове предлагали ещё в 2006 году. Тогда Институт урбанистики из Санкт-Петербурга разработал план застройки города. Согласно нему, в центре не предполагалось строительства выше 20 метров, а самих охранных зон было заметно больше.
У «Донского наследия» проект подразумевает три зоны: Р1 (высота домов до 10 метров), Р2 (до 24 метров) и Р3 (до 33 метров). В третью зону входит, к примеру, большая часть Нахичевани.
Как объяснил член областной общественной организации Союза архитекторов России Александр Ломтев, корректировки от экспертов «Донское наследие» не принимает уже около года.
По его словам, без них множество кварталов превратятся в доминантную застройку относительно существующих ОКН. Проще говоря, исторический центр утонет среди высоток.
Архитектор Александр Дорохов уточнил, что вариант нормально развития города действительно возможен. Это на своём примере уже показывает Казань.
Сейчас проект охраны зон Казани подразумевает полное регулирование застройки, вплоть до цвета и пропорции фасадов.
«Когда мы стали говорить с ними (коллегами из Казани) они сказали, что у них было то же самое, что у нас. И они это начали делать это (регулировать застройку) пять лет назад. К вот к этому результату они пришли в 2020 году. Мы идём. Наверное, просто замедленно, но идём», - сделал оптимистичный прогноз архитектор.
На вопрос о том, что делать, чтобы Ростов развивался, а не деградировал, активисты движения «МойФасад» объяснили, что прежде всего необходимы коррективы в проект объединённой охранной зоны от «Донского наследия».
«Если она будет в таком виде, как сейчас, изменить мы уже ничего не сможем», - констатировала Елена Чернышева.