Эксперты ЮФУ рассказали о культуре празднования Нового года
В каждой культуре есть праздник, посвящённый приходу Нового года. В новой «Точке зрения» эксперты рассказали о том, как его отмечают в России и других странах.
Как рассказала философ и культуролог, преподаватель кафедры теории культуры, этики и эстетики ИФиСПН ЮФУ Мария Митрохина, традицией начинать год с первого января мы обязаны Юлию Цезарю.
В 45 году до н.э. он установил эту дату в качестве отправной точки, и позже мы получили юлианский календарь, названный в его честь. В России этот календарь называют «старым стилем», страна жила по нему до Октябрьской революции.
Празднование Нового года тоже началось в Древнем Риме. Тогда первый день года ассоциировали с Янусом: один его лик смотрел в будущее, а другой – в прошлое.
При этом традиция украшать ёлку пришла из кельтских и германских обрядов. Однако, далеко не все народы празднуют наступление Нового года 1 января.
«Многие народы, у которых сильны традиции и культурная преемственность между поколениями с древних времён ассоциируют наступление нового года с завершением зимы и пробуждением природы. В день весеннего равноденствия, 21 марта, вступают в новый год Ирак, Пакистан, республики средней Азии. 22 марта присоединяется Индия. Интересно, что в Древней Руси Новый год отмечали в этот же день. Китайский новый год празднуется в феврале, но считается праздником весны», - рассказала Мария Митрохина.
Культуролог рассказала также об истории появления праздника в нашей стране. Пётр 1, будучи в дипломатической миссии в Западной Европе, вдохновился рождественскими и новогодними традициями германцев: особенно его впечатлили шумные фейерверки и праздничные деревья. Он утвердил в Российской Империи начало года по юлианскому календарю – 1 января, и в 1770 году состоялись публичные торжества на Красной площади, посвящённые празднованию Нового года. При Екатерине II вошли в обиход тематические балы и роскошные застолья. К XIX веку праздник приобрёл знакомые нам атрибуты: шампанское, украшенная ель и подарки. Но это было празднование преимущественно Рождества, и встретить его широко могли в основном дворяне. Однако многое изменилось после революции 1917 года.
«С приходом большевиков новогодние и тем более рождественские традиции были запрещены как буржуазные и «поповские» пережитки. Они же перевели страну на самый передовой григорианский календарь, на «новый стиль», побочным продуктом чего стал Старый Новый год. Лишь в 30-е годы Новый год был возвращён людям на официальном уровне и распрощался с какой-либо религиозной составляющей. Однако именно в советский период он стал национальным праздником: с Дедом Морозом, салатом оливье и торжественным обращением главы государства. Сейчас мы во многом повторяем традиции, рождённые в СССР», - отметила Мария Митрохина.
Митрохинатакже рассказала, откуда берёт истоки современная культура празднования Нового года в России. Во многом, наше празднование сейчас – копия западноевропейских рождественских традиций. В США их довели до коммерчески привлекательных и тиражируемых образов:
«Хрестоматийная фигура Санта-Клауса в красно-белом костюме была создана в ходе рекламной кампании Coca-Cola в 30-е годы XX века. Благодаря глобализации атрибуты Рождества – хвойное дерево в нарядном убранстве, обмен подарками, вечернее застолье в кругу семьи и рождественский дед – во внешней форме так или иначе распространились по всему миру. В нашей стране всё это смешалось с советскими традициями, а с 90-х – обзавелось звериным маскотом наступающего года по китайскому календарю», - объяснила эксперт.
Поэтому современная культура праздника светская, но имеет свои корни в религиозном базисе, который, в свою очередь, накладывается на языческие истоки.
Спикер рассказала о происхождении некоторых символов праздника и о их значении. Так, привычная нам новогодняя ель в Германии восходит к архетипическим образам всемирного древа, которое почиталось в языческие времена, и райского древа, фигурировавшего в процессе христианских мистерий – театральных постановок в Средние века. А Санта-Клаус – это Святой Николай или почитаемый в православии Николай-чудотворец, который помогал обездоленным, особенно детям. Считается, что традиция развешивать носочки для сладких подарков связана с историей из жизни Святого Николая – он тайно подбросил мешочек с деньгами нуждающемуся мужчине и попал в висящий возле окна чулок.
«Отечественный Дед Мороз впитал в себя черты и языческого, и христианского персонажа. От славянского фольклора ему досталось имя и способности управлять холодом, общаться с животными леса, от Николая Чудотворца – доброе отношение к детям и, собственно, привычка дарить хорошим ребятам подарки», - резюмирует Мария Митрохина.