В ДГТУ подтвердили объективное существование феномена ложной коллективной памяти
Ученые Донского государственного технического университета пришли к выводу, что проявления синдрома Манделы не случайны. Подтверждая наблюдение математическими вычислениями, ученые заключили, что существует некий фактор, ответственный за проявления феномена ложной коллективной памяти – иными словами, что они не являются результатом спекуляций психологов, социологов и СМИ.
Название синдрома происходит от фамилии политического деятеля ЮАР, борца с апартеидом Нельсона Манделы. Первое упоминание о синдроме появилось в 2013 году, когда много людей стали обсуждать онлайн смерть Нельсона Манделы. Многие утверждали, что политик умер в тюрьме ещё в 1980-х годах. Кто-то даже мог вспомнить выпуски новостей, которые шли в те дни. На самом же деле Нельсон Мандела был освобожден из тюрьмы в 1990 году. Потом он занимал должность первого президента ЮАР и умер в 2013 году.
«Сегодня задокументировано огромное количество ложных воспоминаний в самых разных областях знаний: истории, географии, биологии, искусстве, религии, политике. Обсуждается около сотни таких эпизодов. К примеру, строки «Сижу за решеткой в темнице сырой…» большинство респондентов приписывает перу Михаила Лермонтова, в то время как их автором является Александр Пушкин. У Лермонтова есть стихотворение с похожей первой строкой. Другой пример. Многие из тех, кто окончил школу во второй половине ХХ века, отчетливо помнят, что на географических картах на Северном полюсе была нарисована полярная шапка, на современных картах ее нет. Этот феномен также можно отнести к синдрому ложной коллективной памяти», - отметила доцент кафедры прикладной математики ДГТУ Ирина Гусева.
Цель исследования, напомнили в информационной службе опорного вуза, – сформулировать математическое доказательство реального существования эффекта Манделы, а также провести количественные оценки явления. Суть исследования объяснил доцент кафедры прикладной математики Игорь Баранов.
«В сети интернет есть сайты с большим объемом данных по русскоязычным эпизодам эффекта Манделы, они содержат порядка 50 000 респондентов. Вопросы там общие, ответ – да/нет. По англоязычным объем данных поменьше – около 8 000 опрошенных. С помощью методов статистики мы провели подсчет, определили, настолько велика вероятность совпадений.
Поясним простым примером. В опросе имеется несколько вопросов, например, на первый вопрос 60% опрошенных ответили, что да, 40% – что нет. Полученный коэффициент – 0,6. В другом вопросе, этот коэффициент может быть любым числом между 0 и 1, например, 0,2. И это не будет удивительным, если вопросы между собой никак не связаны. Если же и во втором вопросе коэффициент тоже близок к 0,6 то это можно объяснить случайным совпадением. И здесь возникает интересная математическая задача. Какова вероятность такого совпадения?
Оказалось, что в ответах на каждый вопрос, иллюстрирующий синдром Манделы, но не связанный с предыдущей сферой, коэффициент почти не меняется. При анализе данных между 19 не связанными между собой вопросами он оставался одинаковым, примерно равным 0,77. Нам хотелось выяснить, какова вероятность того, что такое совпадение по всем 19 вопросам случайно. Расчеты показали, что вероятность таких совпадений оценивается значением 10 -146. Это слишком малая вероятность, чтобы говорить о случайности. Следует отметить, что мы исследовали только математический аспект проблемы, и наши выводы верны лишь в предположении, что вопросы никак между собой не связаны“, - резюмировал Игорь Баранов.
Так что учёные считают, что всё-таки существует некий фактор, который согласует результаты независимых друг от друга вопросов, но причины возникновения его неизвестны.
Есть множество догадок по этому вопросу, но их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Одно из предположений заключается в том, что механизм ложных воспоминаний работает на общих стереотипах, предрассудках, устойчивых предубеждениях, циркулирующих в определенных возрастных группах. И это одно из наиболее правдоподобных объяснений.
Еще 30-40 лет назад все гипотезы по феномену ложной коллективной памяти казались фантастическими, но сегодня они не противоречат современным представлениям об устройстве мира. Над ними работают ученые всей планеты.