«Ребёнок счастлив, что ему доверили такое животное»: как лошади лечат подопечных «Надежды»
Особенным детям из ростовской организации «Надежда» помогают лечиться через общение с лошадьми. О том, как проходят занятия, что они дают ребятам и как тренерам удалось убрать у них страх перед крупными животными, узнал корреспондент 1rnd.
Иппотерапию проводят за городом — в посёлке Рассвет. Индивидуальные занятия посещают около 10 воспитанников «Надежды». Преодолев около 20 км из Ростова, они приезжают в конно-спортивный клуб ДГТУ «Ход конём». Там им выдают шлемы и позволяют пообщаться с лошадьми перед самим занятием.
Одна из мам — Анна Петькова — привозит сына Родиона на занятия раз в неделю. По словам женщины, они необходимы мальчику, чтобы заменить обычный массаж, который ребёнку противопоказан.
«Иппотерапию мы пробуем в первый раз. Это достаточно дорогостоящие занятия, мои финансовые возможности ограничены. Но благодаря организации «Надежда» такая возможность у нас появилась. — рассказала Анна Петькова. — Когда Родион ездит на лошади – это, можно сказать, такой бесконтактный массаж».
Мальчик проводит на лошади около получаса. За это время его несколько раз пересаживают так, чтобы он ехал лицом, боком и спиной и делают с ним несложные физические упражнения, например, лечь и вернуться в вертикальное положение. Всё это помогает проработать и укрепить разные группы мышц.
Как объяснила старший инструктор по верховой езде ДГТУ Марина Фокина, занятия подходят для работы со многими формами инвалидности. Самое главное на первом этапе — справиться со страхом детей перед крупными животными.
«Убрать страх очень важно. Эти дети боятся многого: им достаётся непростое детство — то уколы, то капельницы, то операции. Наша задача сделать так, чтобы они почувствовали себя счастливыми, - объяснила Марина Фокина. - У нас был случай, когда мальчик с аутизмом боялся подходить к конюшне. Мы в таком случае привлекаем родителя, чтобы он показывал, как доверяет лошади. Некоторых родителей сажаем верхом и показываем ребёнку, что это хорошо и этого не надо бояться. И он садится».
Родион оказался одним из самых смелых детей, и на лошадь его удалось посадить в первый день.
«Сначала с ним прошли круг, он стал держать осанку, а потом во время движения он откидывался на спину. В это время мышцы работали и происходил массаж. Потом он, наоборот, ложился вперед и обнимал лошадь. У моего ребёнка ограничение движения в ногах, и он не может выполнять некоторые действия. А тут он крутится на лошади, пересаживается во время ходьбы по кругу», — объяснила мама особенного мальчика.
Сразу после Родиона занятия начались у другой подопечной «Надежды» — Тани. Для неё специалисты подобрали другую программу, исходя из возможностей и рекомендаций.
«Врачи ей не рекомендуют ездить на рыси. Мы убираем силовые упражнения, убираем рысь, но даём в руки повод, средство управления, и работаем с мозгом, с балансом, с вниманием, с памятью, с реакцией, с функцией контроля», — объяснила Марина Фокина.
Оба ребёнка уже имели опыт общения с домашними питомцами — у семьи Родиона есть собака, кот, и попугай, у семьи Тани — пять кошек и две собаки. Однако лошади вызвали у детей особый интерес.
«Занятия Тане нравятся, домой она приезжает очень довольная. Она сразу засыпает и просыпается уже рано утром. Такое бывало редко. Когда она увидела лошадь впервые, конечно, было страшно. Огромное животное — это стресс для ребёнка. А потом ничего. Ребёнок счастлив, что ей доверили такое животное», - рассказала мама Тани Надежда Зеленская.
По словам Надежды, занятия нужны дочери прежде всего для социализации и раскрепощении в общении.
«Она замкнутый ребёнок и после того, как она стала ходить на занятия, со второго раза стал заметен результат. Она стала более расслабленной и активной в общении», - объяснила женщина.
По словам Марины Фокиной, адаптивную верховую езду должны проводить только грамотные специалисты, желательно с высшим психологическим образованием или прошедшие дополнительную квалификацию, с опытом работы.
«Главное правило нашей работы — не навредить. А затем уже и помочь, конечно. Наши родители и детки довольны. К нам ходят постоянно, мы видим очевидные результаты. - рассказала старший инструктор по верховой езде. – В ДГТУ работает факультет «Психология, педагогика и дефектология», совместно с коллегами мы анализируем психофизиологическое состояние каждого ребенка и при необходимости корректируем программы реабилитации».
Также инструктор отметила, что большой вклад в развитие адаптивной верховой езды в Ростовской области внёс Донской государственный технический университет.
«Никакие занятия здесь были бы невозможны, если бы не ректор ДГТУ Бесарион Чохоевич Месхи. Нас также серьёзно поддерживают руководитель Центра развития общественных коммуникаций ДГТУ Юрий Балахнин и проректор по АХР Вячеслав Лебеденко. Благодаря их воле, помощи и поддержке это отделение у нас и существует», - подытожила инструктор.
Напомним, что занятия адаптивной верховой ездой для воспитанников «Надежды» проходят при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта "Островок Надежды".