Эксперты ЮФУ рассказали о традициях и истории Дня семьи, любви и верности
День семьи, любви и верности отмечается в России 8 июля. Изначально праздник появился благодаря Петру и Февронии, которые стали православным образцом христианской любви.
Сегодня этот день посвящён также почитанию и укреплению семейных ценностей в нашем обществе. Об истории праздника, его религиозных и светских традициях, сопоставлении с Днём Святого Валентина и образах Петра и Февронии в искусстве рассказали эксперты ЮФУ.
Теолог, старший преподаватель кафедры философии, религии и религиоведения, к.ф.н. Артур Антонян рассказал об истории праздника, Петре и Февронии и причинах появления Дня семьи, любви и верности.
Несмотря на популярность, праздник является относительно новым. День семьи любви и верности стал официальным только в 2008 году. До этого он отмечался только в отдельных регионах, например, в Волгоградской и Белгородской областях.
При этом сам праздник приурочен к почитаемым в православной церкви святым Петру и Февронии Муромским, которые жили ещё в XIII веке. Канонизация произошла в XVI веке. Тогда и была составлена повесть о Петре и Февронии – изложение их жития. По словам теолога, такой хронологический разрыв не позволяет с достоверной точностью составить жизнеописание, поэтому в житийной литературе о них заметны элементы фольклора. Специалист также подчеркнул, что в других православных странах Петра и Февронию тоже почитают. Но такой популярности, как в России, они не имеют.
«Сам праздник как некий образец семейной жизни был приурочен не просто к каким-то отдельно взятым святым, а именно к семейной паре. Семейных пар в православных святцах достаточно большое количество. Здесь можно вспомнить Иоакима и Анну – родителей богородицы Марии. Это Кирилл и Мария – родители Сергия Радонежского. То есть почитание семейных пар на Руси было издревле. Именно для этого летнего праздника были выбраны Петр и Феврония. Как раз 8 июля – это день их праведной кончины. Этот день почитается в православной церкви. День перехода в жизнь вечную. Некая памятная дата», – прокомментировал Артур Антонян.
Культуролог, доцент кафедры Теории культуры, этики и эстетики, к.ф.н. Олеся Мурадьян рассказала о значении Дня семьи, любви и верности, его религиозных и светских традициях и сопоставлении с Днем Святого Валентина.
Эксперт отметила, что для русской культуры всегда была характерна соборность. Поэтому для русского человека особенно ценны праздники и памятные дни, показывающие значимость сплочения. По словам культуролога, когда речь идет о «малой церкви» (так в христианстве называют семью), открывается новый горизонт восприятия подобных праздников.
«8 июля — это «День семьи, любви и верности». Обращаясь к формулировке, мы можем увидеть здесь три грани, соединенные вместе и дающие основной смысл нашей жизни в этом мире – семья, как малая церковь, любовь, как основа, так как сам Бог есть любовь, а также верность, как приверженность тем взглядам, той жизни, которая должна совпадать у двух любящих друг друга сердец. Поэтому, можно однозначно сказать, что этот праздник играет важную роль в сохранении традиций не просто русской культуры, но традиций значимости семьи и отношений в семье», – прокомментировала Олеся Мурадьян.
Культуролог прокомментировала и попытки популяризировать День семьи, любви и верности в качестве альтернативы дню Святого Валентина. По словам Олеси Мурадьян, вопрос о сопоставимости праздников – дискуссионный. Практика показывает: есть те, кто отмечает первый праздник, есть те, кто второй, а существует прослойка кто либо отмечает оба, либо вообще уходит от размышлений на эту тему.
Однако, если день Святого Валентина окутан какой-то дымкой версий, почему Валентин покровитель влюбленных и эти версии крайне отличны, то день Петра и Февронии без вопросов и подтекста. По мнению спикера, это праздник уже состоявшейся любви, которая прошла все свои трудности и воплотилась в семейных узах. Таким образом, получается совсем другой посыл, чувствуется зрелость и значимость.
«Поэтому, если не брать еще и разную культурную основу этих праздников, то, как главное, можно сказать – день Святого Валентина – это молодёжный праздник, если его принимать вообще на русской почве, а День семьи, любви и верности – это праздник состоявшихся пар, а также тех, кто стремится к созданию нравственного мировоззрения у себя и своих близких», – заключила Олеся Мурадьян.
Искусствовед доцент кафедры История архитектуры, искусства и архитектурной реставрации, член Союза художников России Татьяна Сухорукова рассказала о многочисленных памятниках Петру и Февронии в России, художественном образе святых и сюжете идеального небесного брака в искусстве.
Эксперт отметила, что скульптурная композиция, посвященная Петру и Февронии, была установлена в Ростове 16 сентября 2011 года, поскольку именно в сентябре православная церковь чтит этих святых. Авторами композиции стали скульптор Анатолий Скнарин и архитектор Юрий Дворников. Сама скульптура была изготовлена в литейной мастерской Валерия Тарасенко. При этом данная композиция не единственная в нашей стране: подобные ей установлены в различных городах России. Первой в их ряду появилась 8 июля 2008 года в Муроме, на родине святых.
«Во всех памятниках в честь Петра и Февронии изображены две фигуры. Различны атрибуты и природная среда в месте установления. В Ростове-на Дону - это зелень парка. Композиция установлена на верхней площадке лестницы, которая сравнима с постаментом и подчёркивает символическую значимость скульптуры. Пётр и Феврония - идеальные супруги - изображены в момент венчания, центрального события в таинстве брака. Неслучайно их головы украшены подобием венков, а смысловым центром композиции является кольцо, которое Пётр намерен надеть на палец Февронии. Фигуры почтительно стоят по обе стороны стилизованного православного креста. Его поперечную перекладину образует изображение Богородицы», – прокомментировала Татьяна Сухорукова.
Искусствовед также назвала самую раннюю икону 1618 года «Святые благоверные князь Пётр и княгиня Феврония Муромские с житием», которую заказал муромский воевода Андрей Палицин. В 1669 году по заказу Сидора Лопатина была написана другая икона – «Муромские чудотворцы с житием». Здесь Пётр и Феврония изображены в одном из клейм иконы. В середине ХVI века Ермолай-Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии».
«В средневековой культурной традиции не стремились к созданию реалистичных портретных образов. До наших дней дошёл идеальный образ супружеской пары, сочетавшейся христианским браком», – рассказала Татьяна Сухорукова.
Сюжет венчания и идеального небесного брака, по словам эксперта, встречается также в европейском искусстве. Так, например, «Большие французские хроники» XI-XV вв. содержат иллюстрации со сценами обручения молодожёнов. А в Пинакотеке Брера (Милан) хранится панель «Обручение девы Марии», написанная в 1504 году Рафаэлем Санти.