Психолог об особенных семьях: «если родитель хочет делать что-то для себя, он имеет на это полное право»
Многие родители особенных детей постоянно нуждаются в моральной или экспертной помощи. Однако поддержку удаётся найти не всегда: родственники и друзья нередко отдаляются, а коррекционные программы предусматривают занятия только для детей.
О том, какую поддержку мамы и папы находят в ростовской городской общественной организации инвалидов «Надежда» и почему родителям так важно не забывать о себе, рассказала психолог Виолетта Власкина.
Виолетта Власкина — мама особенного ребёнка. После обучения на механико-математическом факультете женщина работала в IT-сфере, где занимала руководящие должности. Появление в семье ребёнка с особенностями развития изменило планы на жизнь, и ростовчанка решила получить второе образование — психологическое.
Несколько лет назад Виолетта вместе с сыном обратилась в «Надежду». Женщина почувствовала поддержку педагогов и других мам и сама решила стать частью организации. Сейчас она работает в Центре по своей второй профессии, психологом.
— В чём особенность «Надежды» и вашей работы в Центре?
— Особенность нашей организации в том, что мы помогаем не только детям с особенностями развития, а семье в целом. Это и родители, и бабушки, и дедушки, и братья, и сёстры. К нам в Центр приходят разные члены семьи. Мы обсуждаем с ними насущные проблемы с которыми сталкивается семья, подбираем варианты помощи.
Понимаете, нельзя просто "выделить" ребёнка из семьи и оказать помощь только ему. В центре внимания - вся семья.
В «Надежде» работают дефектолог, психологи, специалисты по декоративно прикладному творчеству, арт-терапевты, музыкальные педагоги, есть занятия как для детей, так и для взрослых членов семьи. Занятия проводим в групповом формате, но при необходимости всегда готовы оказать помощь индивидуально.
Для подростков и молодых инвалидов работает уникальный для Ростова проект "ДобраяСреда" - это формат дневного пребывания в рамках которого ребята находятся в Центре в течение 5 часов, учатся, в первую очередь, социально-бытовым навыкам, готовят для себя полноценный обед, получают коррекционно-развивающую помощь, участвуют в работе творческих мастерских, осваивают профессию специалиста по мыловарению.
Только музыкальных занятий в нашем Центре три направления: работает фольклорная студия, создан ансамбль шумовых инструментов, подростки - участники ВИА "220 вольт" - в этом году сняли два музыкальных клипа.
Конечно, робототехникой никого сегодня не удивишь, но у нас в Центре ею занимаются ребята с ментальными нарушениями. Для них это не просто развитие мелкой моторики и логического мышления, это и расширение представлений об окружающем мире, умение работать по инструкции, формирование навыков самостоятельности и многое другое - всё в комплексе. Результаты феноменальны. Это не просто «собрал робота из нескольких деталек». Со временем ребята понимают, что если собирается машинка, то машинку можно запрограммировать так, чтобы она могла доехать до препятствия и остановиться, помигать фарами, издать звуковой сигнал, а если это не просто машинка, а целый подъёмный кран, то можно ещё и повернуть стрелу, опустить или поднять груз. Для детей это невероятно интересно и создает огромный простор для творчества.
Уже второй год работает "Школа юного блогера" и "Школа общения", особой популярностью в этом году пользовались занятия в мультстудии. С весны блок коррекционно-развивающих занятий мы усилили, подключив иппотерапию.
У нас множество программ для развития, и моя основная задача — это определить индивидуальный маршрут сопровождения семьи, определить потребности, подобрать удобный состав и расписание занятий, поддерживающих мероприятий, согласовать со специалистами, наметить цели, определить задачи, зоны ближайшего развития ребёнка, отследить в течение года как идет процесс, есть ли положительная динамика и, при необходимости, скорректировать план действий. С каждой семьей всегда работает команда специалистов.
— Что стало для вас самым трудным в вашей работе?
— Самое сложное, наверное, — это осознать, что то, с чем обращается родитель, нельзя решить за минуту или год. Бывают случаи, когда к нам приходят с запросом, чтобы ребёнок "был таким, как все". А это не всегда возможно.
Сразу после рождения ребёнка с особенностями, кажется, что вот сейчас мы сходим к врачу, нам дадут волшебную таблетку, назначат волшебную процедуру и будет всё хорошо. И семьи с малышами в первые годы жизни этим и заняты — они ищут таблетки, врачей, реабилитации, чтобы ситуацию победить. Но, к большому сожалению, не все диагнозы можно вылечить операцией. Очень важно для родителя или опекуна в эти моменты иметь поддержку, научиться жить в новых обстоятельствах, справляться с новыми трудностями.
Здесь речь идёт не о том, чтобы как-то «починить» ребёнка — он же не робот. Мы работаем над развитием у ребёнка требуемых для жизни умений и навыков, в первую очередь, социальных. У особых детей их формирование занимает годы, это нелёгкий длинный путь. Иногда родитель просто не готов проделать его в одиночку. В таком случае мы ведём большую работу с семьёй, в первую очередь, с родителями, чтобы они приняли своего ребёнка таким, какой он есть, увидели его сильные стороны, приняли его особенности, научились гибко реагировать на ситуацию.
Допустим, особенный ребёнок с нарушениями в сфере коммуникаций подрос, ему хочется больше общаться, он начинает подходить к чужим людям на улице и пытаться общаться: что-то говорит или просто обнимает, берёт за руку или тянет за собой. Родители понимают, что у него появились новые потребности. Очень важно в этот момент уделить время правилам взаимоотношения с чужими людьми, научить ребёнка правильно коммуницировать, а родителям - помочь: рассказать как правильно прививать ребёнку требуемые навыки.
— Некоторые родители признаются, что после рождения особенных детей их семья в широком понимании стала отдаляться от них. Обращаются ли к вам с такой проблемой и что делать в этой ситуации?
— Увы, это очень распространенная ситуация. Родственникам бывает сложно принять такого ребёнка. Они могут позволить себе выбор: общаться или не общаться с ним. Иногда, к большому сожалению, родственники занимают позицию «неподдержки». Но для ребёнка, конечно, в первую очередь, важно, чтобы с ним оставались вместе и мама, и папа.
Есть примеры, когда со временем родственники понимают, что молодые родители приняли твёрдое решение воспитывать особого ребёнка, и они постепенно возвращаются, начинают помогать, включаются в процесс. Именно поэтому целевой аудиторией нашей организации является семья в целом - всем, без исключения, бывает нужна помощь и поддержка и родителям и сиблингам и ближайшим родственникам!
— Есть ли такие занятия, которые ведут сами родители и на которых они делают что-то вместе с детьми?
— Основной состав нашей команды специалистов - это сами родители, имеющие профильное образование. Большинство из них трудоустроены у нас в организации, что позволяет семье решить, в том числе, и материальные проблемы, особенно в сложной текущей ситуации. К тому же, кому как не родителю особенного ребёнка близки и понятны его сложности, именно родитель максимально замотивирован на достижение результата.
Для ребят, которым необходимо плотное сопровождение мы к участию в занятиях привлекаем родителей, братьев, сестер, родственников. Это позволяет членам семьи лучше узнать своего ребенка, провести с ним вместе больше времени, занимаясь совместным творчеством. Всё это происходит под контролем специалиста, а, значит, что родитель сразу может задать вопрос как лучше поступить, как лучше показать ребёнку или объяснить. Получается прямое практическое обучение родителя. Мы считаем, что это важно для семьи.
На арт-терапевтических занятиях они рисуют вместе с детьми, на некоторых музыкальных занятиях — поют все вместе, на творческих занятиях - творят вместе. Постепенно, по мере того как ребёнок осваивается и переключается на педагога, родители отходят в сторону, наблюдают или могут уделить время себе, пока ребенок занят с педагогом.
Более того, очень стараемся, чтобы в проектах обязательно участвовали не только сёстры, мамы и бабушки, но и братья, папы, и дедушки. Среди наших педагогов есть мужчины, что очень важно для мальчишек, особенно для тех, кто воспитывается только мамой и бабушкой.
Помимо занятий есть и мероприятия для всей семьи. Это и экскурсии, и праздники, и выезды выходного дня. Вообще, все мероприятия в РГООИ "Надежда" нацелены на помощь именно семье. На праздники родители приходят всегда.
Для примера - в программе нашего "Семейно-интегративного клуба «Островок Надежды»" обязательно запланированы мастер-классы, проводимые родителями. Это роспись на футболках, музыкальные занятия и мастер-класс по выжиганию, изготовлению костюмов из природных материалов и занятия со специалистами: психологами, дефектологом, подготовка постов для публикации в соцсетях, мастер-класс по навыкам самопомощи "Скорая помощь", спортивные эстафеты и вечерние мероприятия.
— Приходят ли в Центр братья и сёстры особенных детей? Как они общаются между собой?
— Конечно. Очень много случаев, когда братья или сёстры приходят на занятия все вместе. Например, на музыку, робототехнику, в Центр дневного пребывания. Им вместе интересно, а для других ребят с особенностями развития очень полезно, когда на занятиях присутствуют нормотипичные дети, подростки. Это создает особую инклюзивную атмосферу. И, поверьте, такое сотрудничество очень важно для обеих сторон.
— Существует мнение, что родителям особенного ребёнка стоит больше опекать своего сына или дочь и принимать фактически все решения за него. Что вы думаете по этому поводу?
— Давайте представим, что наши мамы всё бы делали за нас. Многому бы мы с вами научились? Так и здесь. Детям нужно давать определённую свободу. Конечно, когда ребёнок особенный, его нужно сначала многому обучить. Тысячу раз повторить. Как только навык привит — отпускать. Это обязательно. Когда дети делают собственные ошибки, они развиваются.
Также родителям очень важно не занижать и не завышать требования к своему ребёнку. А если есть сомнения — обращаться к специалистам. Они могут помочь и грамотно объяснить родителю, что есть проблемы, которые решить за один раз невозможно. Мы объясняем, как их надо делить на части и поэтапно учить ребёнка.
Всем родителям я советую не останавливаться и учить ребёнка чему-то новому. В любом возрасте. Я знаю прецедент, когда парень начал читать в 34 года. Просто родители и педагоги решили не останавливаться. Если не останавливаться, результат точно будет. Не всегда тот, который ожидали изначально, но всё же результат, который значительно облегчит и улучшит жизнь не только ребенка, но и всей семьи в целом.
— Стоит ли родителю полностью посвящать себя жизни особенного ребёнка?
— Очень важно, чтобы родитель сохранял свои интересы. Хотите делать что-то для себя? Делайте! Это не просто ваше полное право. Это действительно жизненно необходимо. Родитель должен чётко разделять, что он делает для себя, а что — для ребёнка. Только так родитель останется в ресурсе и сможем максимально помочь ребёнку.
Очень часто бывает, что родители просто "выгорают". Они всю свою жизнь отдают семье, а для себя не оставляют ничего. В итоге главный человек, который должен поддерживать ребёнка, остается без сил. Как Вы думаете? Пойдёт ли это кому-либо на пользу? Ответ однозначен - нет! Поэтому мы оказываем помощь семье в целом, и обязательно родителям.
— Какие у вас планы на будущее?
— Огромные! Нам нельзя останавливаться. Ведь чем больше у нас получается, тем больше хочется сделать. У нас огромные планы. Мы будем очень рады поддержке партнёров, коллег. Многие проекты мы осуществляем при поддержке Фонда президентских грантов. Текущий проект называется "Семейно-интегративный клуб «Островок Надежды»". В рамках проекта нам уже удалось посетить интересные места в Ростовской области и провести незабываемое время в летнем лагере на побережье Чёрного моря. А сколько интересного нас ещё ждёт впереди. С сентября готовимся к старту нового годового проекта - "Шаг за шагом".