Азовская крепость не сохранилась до наших дней из-за создания демилитаризованной зоны
В 2022 году отмечается 286 лет со дня осады Азовской крепости русскими войсками. Доцент кафедры археологии и истории древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ Андрей Бойко рассказывает, почему же крепость в одном из самых древних городов Дона, не сохранилась до нашего времени.
По стечению обстоятельств, в летний период с конца июля и в начале августа, но в разные годы происходили события, непосредственно связанные с Азовской крепостью. В 1695-1696 гг. — Азовские походы Петра I, в результате которых Азов стал принадлежать Российской империи.
А в 1735 году началась очередная русско-турецкая война, когда и была одна из осад Азовской крепости русскими войсками.
В этот период Россия решала важные вопросы организации стратегических форпостов на южных рубежах, в частности, Российская империя планировала вернуть Азовскую крепость, защитить южные границы от набегов Крымского ханства и выйти к Черному морю.
По словам доцента кафедры археологии и истории древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ Андрея Бойко, русско-турецкая война 1735 -1739 гг. является своего рода катализатором восстановления исторической справедливости.
«В начале «славных дел» Петр I берет Азов, затем в результате неудачного Прутского похода его теряет и земли Приазовья возвращаются Турции. То, что потерял Петр I, вернула его племянница Анна Иоанновна, тем самым восстановив историческую справедливость. Что интересно, эта была одна из тех русско-турецких войн, в которых русская императрица управляла иностранными генералами на русской службе: в битвах прославились имена Ласси, Миниха, а буквально через 30–40 лет уже Екатерина II (немка по происхождению) в очередных русско-турецких войнах командует русскими маршалами Румянцевым, Суворовым, Потемкиным», - отмечает доцент Бойко.
Взятие Азова было невозможным без одновременной атаки с воды и суши, обстрел крепости не прекращался ни днем, ни ночью, что привело к взрыву порохового погреба и капитуляции турецкого гарнизона.
При этом, как говорит эксперт, взятие крепости не означало гибель всех ее жителей. По традиции Азов был многонациональным городом: армяне, греки, евреи — масса купцов, которые там находились, смогли сохранить свое имущество и беспрепятственно покинуть крепость.
«Несмотря на то, что на поле боя этой войны, русские войска одержали несколько важных побед: взятие крепостей Азова и Очакова, сражение под Хотиным, русско-турецкая война совершалась для России патово; в основном на этот исход влиял сложный внешнеполитический расклад большой европейской политики. Из-за плохой подготовки нескольких походов не удалось ликвидировать Крымское ханство - основной очаг агрессии в Северном Причерноморье. А Белградский мирный договор (1739 г.) объявил территорию нижнего Дона (Азов) барьерной землей и обязал Россию срыть все укрепления в Азове. С точки зрения археологии результаты этой войны ужасны, поскольку все каменные сооружения, в том числе итальянские, части крепости еще времен XIV века были разрушены. Если вы когда-нибудь были в Феодосии или Судаке и видели старые итальянские крепости, то знайте, что так выглядеть мог и Азов»,- объясняет Андрей Бойко.
Историк рассказывает, что разрушения всех сооружений привели к тому, что каменные древности Азова, построенные ранее конца XVIII века, практически не сохранились. Раскопаны лишь землянки людей, которые жили в Азове после штурма, когда работники уничтожали крепость. Барьерная земли (демилитаризованная зона) жила своей жизнью. Русские пограничные укрепления были в районе современного Батайска, а рядом со столицей донского казачества существовала мощная земляная крепость Св. Анны, сохранившаяся и поныне.
Материальная культура того неспокойного времени известна не только по данным раскопок русских фортификационных укреплений. Выше Старочеркассска были расположены многочисленные казачьи городки, исследования которых - одно из перспективных направлений современной археологии. Раздорский, Нижнекундрюченский, Кагальницкий городки - вот краткий список казачьих поселений, исследования которых специалисты Ростовского государственного университета (Захар Витков, Юрий Ефанов) начали еще в 1950 г.
Сегодня подобные работы требуют объединения усилий университета, музеев области и различных археологических организаций. Это поле научного сотрудничества и партнерства. Материалы раскопок донского археолога Михаила Крайсветного (2008 г., Кагальницкий казачий городок), обрабатывались сотрудниками Научно-образовательного центра «Археология» ЮФУ, а сегодня заняли место в экспозиции и фондах Новочеркасского музея истории донского казачества. В витринах выставлены образцы вооружения и бытовые находки, украшения и предметы личного благочиния. Они датируются русскими монетами 30-х гг. XVIII в., а значит могли использоваться непосредственными участниками и "азовского взятия" 1736 г., в котором принимали участие и отряды донских казаков.
«Часть материалов, которая не входит в собрание музейного фонда, хранится в нашем университете. Она предназначена, прежде всего, для работы со студентами, чтобы показать, как выглядят находки XVIII века — времен борьбы за Азов и когда вольное донское казачество становится войском Российской империи, — рассказывает историк.
С 2021 года возобновились студенческие археологические практики на территории Азова, в этом году учебная работа проходила с 15 июня по 7 июля. Студентам удалось поработать в фондах музея и лично прикоснуться к памятникам турецкого Азова».
Кстати, в этом году в Азове, 6 августа можно будет посетить военно-исторический фестиваль «Осада Азова» , впервые посвященный Азовским походам Петра I.