12:47, 7 сентября 2022 г.

Современный трамвай: кто и как обеспечивает бесперебойное движение городского электротранспорта

Фото:

В масштабной программе по модернизации трамвайной сети в Таганроге участвуют сотни специалистов. В город уже доставили больше 40-ка новых низкопольных трамваев. 1Rnd.ru поговорил с теми, чья работа остается невидимой для глаз пассажиров, но без которой невозможно было осуществить весь проект. Инженеры научно-производственного предприятия «Югпромавтоматизация» (ЮГПА) г. Ростов-на-Дону рассказали о цифровых системах управления и диагностики энергохозяйства городского электротранспорта.

Кто поставит диагноз трамваю?

Концессионер «Синара-ГТР Таганрог» обратилась к ростовской фирме, имеющей многолетний опыт автоматизации и диспетчеризации инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта.

В результате появилась система, соответствующая критериям современной концепции цифровой тяговой подстанции. Она обеспечивает энергоснабжение всего трамвайного парка. И, что важно - в перспективе её работа приведёт к значительному сокращению текущих эксплуатационных расходов, повышению надежности работы и экономии электроэнергии.

Современный трамвай – это не только красивый и комфортабельный вагон, это комплекс сложных технических средств, включающий в себя разветвленную сеть трамвайных путей и контактной сети, многокилометровые оптические линии связи, десятки современных остановочных комплексов и конечно же полностью реконструируемых, оснащенных современным оборудованием тяговых подстанций, обеспечивающих реализацию концепции цифровизации энергетики РФ.

В основе бесперебойного движения трамваев, как уже говорилось выше, лежит качественное надежное электроснабжение, достигающееся посредством автоматизированной системы диспетчерского управления энергообъектами (АСДУЭ).

«Система в непрерывном режиме времени позволяет энергодиспетчеру осуществлять не только централизованное управление и мониторинг текущего состояния оборудования тяговых подстанций, но и прогнозировать, выявлять на ранней стадии зарождающиеся неисправности в оборудовании (превышение температуры выпрямительных агрегатов, снижение сопротивления изоляции, занижение или завышение напряжения и т.д), сигнализируя о предотказном состоянии, тем самым не допуская возникновения аварийных и внештатных ситуаций», – рассказал руководитель сектора автоматизации систем энергоснабжения предприятия «ЮГПА» Максим Андрюшин.

 

Сегодня эта система успешно работает на трёх тяговых подстанциях в Таганроге. Планомерно ведется строительство еще пяти тяговых подстанций.

Раньше диспетчеры, которые следили за состоянием электротранспорта, имели ограниченный набор функционала. Проще говоря, не было полной картины где и какая авария случилась. Необходимо было направлять аварийную бригаду практически вслепую.

Сегодня умная цифровая система обрабатывает все данные и персонал выявляет место и причину ещё до выезда на объект.

Любая текущая или назревающая неисправность на линии появляется на большом экране диспетчера. Информация о проблеме высвечивается на мониторе в простом интуитивно понятном виде.

Отказ от ретрофита и ударный монтаж оборудования в Таганроге

По заданию «Синара-ГТР Таганрог» основным вектором реконструкции трамвайной инфраструктуры в г. Таганрог стала стопроцентная замена оборудования, то есть отказ от «ретрофита» (частичного обновления оборудования), который, как правило, не обеспечивает в полной мере надежности и эффективности функционирования тяговой подстанции.

Это позволило выстроить современную эффективную сеть диспетчеризации служб электроснабжения и управления движением электротранспорта, надежную и безопасную в эксплуатации.

В Таганроге бок о бок специалисты различных отраслей ударными темпами возводят новые трамвайные пути, линии контактной сети, реконструируют и строят новые тяговые подстанции.

«В этом проекте мы впервые развили такую скорость монтажа и пусконаладочных работ. Сроки были сжаты, бригады работали в три смены. Заходили в пустое здание и в течение двух недель совместной работы с монтажниками силового оборудования строили под ключ подстанцию, оснащенную новейшей цифровой системой диспетчеризации», - отметили специалисты ЮГПА.

Ситуация осложнялась тем, что параллельно шло импортозамещение из-за срыва поставок комплектующих иностранного производства. Предприятию удалось найти замену для целого ряда компонентов: контролеров, чипов, соединителей, разъемов.

В итоге сегодня в системе диспетчерского управления тяговыми подстанциями «Синара-ГТР Таганрог» используется 95 процентов комплектующих отечественного производства.

Таганрог - лидер по темпам обновления рельсового транспорта в России

Благодаря федеральной программе развития городского транспорта, к 2030-му году модернизация рельсовой сети затронет 74 города.

Масштабный проект с обновлением безопасного и экологичного транспорта позволит забыть о пробках и смоге в десятках крупных населенных пунктах.

Модернизация инфраструктуры в Таганроге продлится до конца 2022 года. Благодаря слаженной и чёткой работе огромной команды, когда одни прокладывают рельсы и запускают новые трамваи, а другие обеспечивают безопасное функционирование всех систем, Таганрог вышел в лидеры по скорости обновления электротранспорта среди городов России.

И главное в том, что сделала для города «Синара-ГТР Таганрог», не многочисленные цифры - показатели работы, а возможность для таганрожцев безопасно и комфортно добираться до пункта назначения.

В будущем целесообразно использовать наработанный в Таганроге опыт при тиражировании объектов транспортной энергетической инфраструктуры в других городах, попавших в федеральную программу.

«Синара – Городские Транспортные Решения» («Синара-ГТР») – одна из ведущих компаний в области разработки проектов комплексной модернизации городского общественного транспорта, их реализации с привлечением различных источников, в том числе с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий.

«Югпромавтоматизация» - научно-производственное предприятие которое выполняет разработку, проектирование, внедрение и сопровождение диагностических, информационных и управляющих систем автоматизации технологических процессов предприятий железнодорожного и городского транспорта, нефтяной и газовой промышленности, коммунальных служб энергетиков и водоканала. 

#«Югпромавтоматизация» #«Синара-ГТР» #ЮГПА
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"