Психологи ЮФУ разработали и опубликовали первый русскоязычный опросник по образовательному опыту студентов
Опросник не только измеряет удовлетворённость обучением, но и помогает оценить качество образования.
Опросник для студентов вузов и инструкция к его применению опубликованы в журнале «Вопросы образования».
Преподаватели кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ Наталья Лызь, Елена Голубева и Оксана Истратова разработали инструмент для оценки образовательного опыта обучающихся.
Как отмечают авторы нового опросника, понятие «опыт обучающихся» ещё до конца не устоялось. В традиционном понимании - это удовлетворённость обучением и то, насколько условия в вузе и содержание образовательных программ отвечают запросам студентов. Для оценки данного параметра существует множество анкет и различных инструментов мониторинга.
«Для оценки качества образования и управления им важно понимать, что происходит в вузе со студентами, какой опыт они приобретают, и способствует ли этот опыт их успешности и развитию. В зарубежной традиции опыт обучающихся рассматривается как студенто-центрированная идея повышения качества высшего образования и предпосылка многих инициатив в этой сфере, однако подходы к ее изучению нуждаются в ревизии. Проведенное исследование позволило концептуализировать понятие образовательного опыта студентов и разработать валидный и надежный инструмент для его диагностики и анализа», — рассказала профессор, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ИКТиБ ЮФУ Наталья Лызь.
Исследователи взяли за основу своего подхода понятие, что студент — не потребитель услуг вуза, а активный участник образовательного процесса.
А значит, опыт обучающихся не исчерпывается тем, насколько им интересны лекции или удобны аудитории. Это ещё и целый набор поведенческих и психологических признаков успешности и благополучия: насколько студент активен, вовлечён, уверен в своих силах, получает ли он поддержку преподавателей и администраторов вуза.
В инструментах измерения студенческого опыта эти дополнительные аспекты пока не отражены. Как считают авторы нового опросника, учесть их необходимо. Студенческий опыт в его новом понимании отражает не только удовлетворённость студентов, но и их успешность. А это значит, что если оценивать студенческий опыт и улучшать его, то можно влиять на результаты обучения и в итоге — на качество образования.
«Образовательный опыт определен как представления студента о своей учебно-профессиональной деятельности, о себе как субъекте этой деятельности, об обучении и его социальном контексте, значимые с позиции образовательной успешности, готовности к самообразованию и саморазвитию и субъективного благополучия. Образовательный опыт студентов представлен как состоящий из пяти компонентов: удовлетворенность, интенция к расширению опыта, самоэффективность и поддержка, опыт саморегулируемого обучения, вовлеченность», — объяснила Наталья Лызь.
Всего в опроснике 32 утверждения, с которыми респондент может согласиться или не согласиться. Исследователи протестировали опросник на 479 студентах из вузов Ростова-на-Дону, Таганрога, Москвы, Орла, Санкт-Петербурга и подтвердили его валидность и надёжность. Результаты изучения образовательного опыта сопоставили с измерением успеваемости, потенциала саморазвития и субъективного благополучия студентов, и итоговые параметры оказались связаны между собой. Этот вывод также подтверждает исходные предположения авторов.
Авторы предполагают, что совместно с такими показателями, как успеваемость, независимая оценка компетенций студентов и их трудоустройство после обучения, студенческий опыт позволит комплексно оценивать качество образования. Использовать опросник можно как при офлайн-обучении, так и при смешанном и дистанционном обучении в вузе. Он может выступать в качестве инструмента доказательного педагогического экспериментирования, поскольку позволяет изучать, насколько характер обучения и образовательная среда способствуют вовлеченности студентов, удовлетворению базовых потребностей, формированию уверенности в успехе и поддержке, самоуправлению обучением и интенции к развитию.
Результаты исследования опубликованы в статье «Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования» в журнале «Вопросы образования».