В ДГТУ разрабатывают беспилотный автомобиль на основе LADA Granta
Учёные из ДГТУ работают над прототипом беспилотного автомобиля. Их цель достичь четвертого уровня автономности по SAE (это общемировая шкала стандартов для автономных автомобилей). То есть, водителю с начала и до конца поездки не нужно будет вмешиваться в управление.
Специалисты ресурсного центра робототехники и научно-исследовательской лаборатории ДГТУ работают над универсальной модульной системой беспилотного управления автомобилем. Это проект программы развития вуза Приоритет 2030.
В будущем результаты деятельности ученых в рамках проекта могут лечь в основу системы безопасности легковых автомобилей, а также использоваться в разработках транспорта для водителей с инвалидностью и для обучения вождению.
«В перспективе мы стремимся создать комплекс, который позволит автоматизировать любое транспортное средство, будь то комбайн, трактор, грузовик или легковой автомобиль», – отметил руководитель проекта, программист ресурсного центра робототехники ДГТУ Павел Скубак.
Работают специалисты над серийным автомобилем LADA Granta. Машина в учебной комплектации и оснащена дополнительными «инструкторскими» педалями. Авто было приобретено университетом в начале 2022 года.
Команда проекта на 80% состоит из магистрантов ДГТУ. Молодые учёные спроектировали, изготовили и подвергли необходимым испытаниям ключевые узлы управления и механизмы, задействованные в управлении автомобилем, а именно: устройство для управления рулевым колесом – электроусилитель, модифицированный специальным самодельным блоком управления, мехатронный узел, управляющий положением селектора механической коробки передач, а также электрические и пневматические приводы для работы с педалями.
«Четвертый уровень автономности предполагает, что транспортное средство будет перемещаться автономно, но сохранит возможность переключения в ручной режим управления. Это позволит тратить минимальное время на настройку и запуск систем. Наш прототип сейчас находится на втором или третьем уровне автономности – не все функции действуют слаженно, нужно наблюдение специалиста. Транспортное средство при этом не получает информации, что не пилотируется человеком – воздействие на органы управления оказывается абсолютно аналогичное», – отметил Скубак.
Сотрудники и резиденты ресурсного центра робототехники ДГТУ уже провели первичные полевые испытания на полигоне завода «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Протестировать машину удалось в ходе всероссийских испытаний мобильных робототехнических систем «РобоКросс 2022».
Чтобы добиться максимально быстрой, точной и эффективной работы системы — команде предстоит доработать компоновку узлов и улучшить их конструкцию.
Разработка ведется в рамках реализации программы развития ДГТУ Приоритет 2030, программы Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш» и НОЦ Юга России.