В ЮФУ выявили главные факторы, мешающие людям с инвалидностью получать высшее образование
Люди с ограниченными возможностями здоровья всё ещё испытывают трудности при профессиональной реализации. О том, какие именно факторы им мешают и как можно решить проблему, рассказали эксперты Южного федерального университета.
Согласно отечественным исследованиям, уровень занятости людей с ОВЗ составляет всего 12,1%. Это показатель в пять раз ниже общего количества работающих россиян.
Научная группа ЮФУ в числе Карена Аванесян, Маргариты Астоянц, Ларисы Тарасенко, Виктории Рыжковой и Людмилы Дикой под руководством доктора экономических наук, профессора, президента ЮФУ Марины Боровской провела комплексное исследование. Базой для него стало анкетирование 1 176 обучающихся 9–11 классов общеобразовательных школ Ростовской области как с инвалидностью, так и без каких-либо ограничений по здоровью.
В результате работы удалось определить, что главными факторами мотивации и демотивации к поступлению в вузы стали: социально-экономическое положение семьи, организационные проблемы, инклюзивность образовательной среды, собственная мотивация, влияние образовательных институтов на самоопределение школьников с инвалидностью.
Уточняется, что экономические аспекты обычно не становятся решающими в данном вопросе. Однако выяснилось, что школьникам из сёл намного сложнее сделать выбор в пользу высшего образования, чем их ровесникам из городов. Также важно, чтобы дети могли рассчитывать на профессиональную поддержку.
«Нами показано, что для школьников с инвалидностью важно, чтобы будущая профессия была им интересна, нравилась и давала возможность самосовершенствования. Важную роль в профессиональном самоопределении школьников играет поддержка со стороны школы и вуза, выстроенная в них схема сопровождения детей с инвалидностью. Большинство опрошенных в исследовании обучающихся испытывают потребность в профессиональной профориентационной помощи и сопровождении», – отметила Людмила Дикая.
Исследование показало, что задача профессиональной инклюзии может быть решена при условии эффективного взаимодействия системы образования, самого ребёнка, его семьи, работодателей, образовательных институтов, общественных организаций.
«Нами выявлена потребность школьников и обучающихся с инвалидностью в профессиональной профориентационной помощи и сопровождении. И школы совместно с вузами могут помочь в этом абитуриентам, проводя кампании привлечения студентов и информируя их об особенностях организации образовательного процесса, о возможности для студентов, в том числе имеющих ограничения по здоровью, о возможностях и особенностях рынка труда для студентов конкретного учебного заведения. Для обучающихся с инвалидностью особенно важно чёткое представление о возможностях конкретного планирования жизни, в том числе в образовании и в последующей работе», – отметила Марина Боровская.
Научное исследование выполнено в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории теории и практики образования и развития лиц с особыми образовательными потребностями Академии психологии и педагогики ЮФУ и поддержано внутренним грантом ЮФУ № ВнГр-07/2020-02-АП по теме «Научное обоснование, разработка и практическая апробация комплексной модели психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в системе непрерывного образования».