«Главная задача — научить их быть вместе»: как ростовский Центр «Надежда» готовит к школе особенных детей
В Ростове есть десятки центров подготовки детей к школе, однако для особенных ребят это число сводится всего к нескольким организациям. Одна из них — РГООИ «Надежда». Корреспондент 1rnd пообщался с дефектологом «Надежды» Татьяной Шаршаковой и узнал, как проходят занятия и что было бы с детьми, если такую группу не набирать.
Каждую среду в небольшом центре на 14-ой Линии начинаются занятия для младшей группы. Ребята переобуваются, спокойно переступают порог и ждут, когда их отведут в комнату. Родители остаются за дверью.
«Даже на первое занятие дети приходят уже без родителей, — уточняет дефектолог Татьяна Шаршакова. — Так намного лучше и продуктивнее. Но мамы и папы находятся за дверью на случай, если понадобится успокоить малыша».
Средний возраст ребят в группе - всего 4-5 лет. О прогрессе каждого Татьяна подробно рассказывает: один перестал постоянно кричать (или «петь», как это называет педагог), другой больше не говорит всем «пока!» через каждые 10 минут, а кто-то смог научиться собирать простейшие головоломки, вроде пазлов.
Скоро ребята пойдут в коррекционную школу и сейчас им необходима подготовка. Она несколько отличается от той, которую проходят сверстники в других центрах: детям важно научиться правильно держать ручку, работать с пластилином, и, конечно, не бояться взаимодействовать с другими людьми. Для этого нужны групповые занятия.
«Обычно родители ищут индивидуальные занятия. А если и пытаются найти групповые, то мало кто из педагогов в Ростове ведёт такой набор. Дело в том, что это очень тяжело: дети все с разными особенностями, к каждому нужен свой подход. В этой группе, например, четыре аутиста», — рассказывает педагог.
Чтобы собрать подопечных за одним делом, Татьяна собирает целый ящик небольших игрушек. Их, кстати, собирали по всем знакомым. Она высыпает фигурки на маты и говорит, кого именно надо найти. Процесс помогает успокоить и сконцентрировать детское внимание. К тому же, это развивает дисциплину, поскольку собрать игрушки назад — задача самих малышей. Это правило, которое никто не нарушает.
Со стороны организация такого занятия кажется несложной: разложили игрушки — собрали, а на деле - это тяжелый труд для педагога, который работает с особенными детьми. Отсюда возникает вопрос: если за групповые занятия обычно мало кто берётся, то почему их решили проводить в «Надежде»?
«Идея появилась несколько лет назад и была проста, как божий день, - рассказывает Татьяна, наблюдая за сборкой и помогая малышам. - Всё начиналось со старшей группы. В нее входили ребята, которые к тому моменту уже закончили коррекционную школу. Занятий для них нет, на кружки не берут, а если и берут, то только на платные. Это не каждой семье по карману. Да и многие педагоги пугаются детей с ментальными нарушениями. Когда мы получили это помещение, то возникла идея: надо сделать занятия, куда родители будут приводить ребят утром и забирать вечером. Так дети социализируются, едут из дома в Центр. Поверьте, для них это большой праздник».
Сейчас таких групп в центре несколько, у каждой своя продолжительность занятий, зависящая от возраста детей, их навыков и поставленных перед группой задач. Самую младшую посещают дети от 4 лет, в старшей занимаются подростки и молодёжь, в том числе те, кому уже за 30 лет. Если взрослые на своих занятиях уже готовят, занимаются мыловарением, а некоторые пробуют освоить профессию, то для младших основные занятия - это рисование и пластилинография.
Дети садятся за стол. Кто-то сразу берёт в руки трафареты и карандаши, кому-то пока ещё нужна помощь педагога. Ребята быстро выполняют первое задание и, чтобы не потерять их внимание, им дают мягкий пластилин. С его помощью малыши должны раскрасить цветок. Сегодня точное задание: стебель раскрашиваем зелёным, для лепестков выбираете цвет самостоятельно. Ребята ждут, когда им дадут пластилин. Один мальчишка заниматься отказывается. В таком случае, по словам педагога, не надо заставлять, тем более что, глядя на остальных, он сам может передумать.
Последним этапом занятий становится прослушивание медитативной музыки. Это нужно, чтобы группа могла расслабиться.
«Я включаю любую расслабляющую музыку, они ложатся на маты, кто-то даже успевает заснуть. Получается что-то вроде медитации. Ребята успокаиваются, снимают напряжение, если оно есть», — говорит Татьяна Шаршакова.
На вопрос о том, что было бы с её подопечными, если занятия по какой-то причине прекратить, педагог размышляет без лишних эмоций:
«Думаю, каждый из родителей старался бы искать что-то похожее. Индивидуальные занятия (одна такая встреча стоит от 800 рублей) занимают от 30 до 45 минут. Хорошо, если в семье есть папа, и родители могут себе это позволить. В основном, у мам с ребенком есть только пенсия и какие-то пособия. Мы гордимся, что смогли организовать групповые занятия для аутистов, чтобы они учились взаимодействовать друг с другом».
После занятия ребята возвращаются к родителям. При разговоре с корреспондентом мамы отмечают, что прогресс у детей действительно есть. Сотрудникам «Надежды» они полностью доверяют, хотя сначала боялись реакции своих малышей на незнакомого человека.
«Это первые групповые занятия, которые вообще ему интересны, - делится эмоциями мама Стёпы, — Мы раньше занимались в другом месте, и там он никак не мог привыкнуть к коллективу. Мне приходилось сидеть с ним на занятиях. А здесь он 1,5 часа проводит без меня. Стёпа не говорит и не может сказать, что именно ему нравится. Но я вижу - идёт он на занятия с удовольствием. Посмотрел на меня, помахал «пока-пока», и всё».
Если вы хотите узнать о занятиях в центре «Надежда» больше, всю информацию можно найти на их официальном сайте и в соцсетях. О том, как помочь детям, можно прочитать по ссылке перейдя через QR-код.