Как потребителям защищать свои права на маркетплейсах - ответ эксперта ЮФУ
Доктор юридических наук, завкафедрой финансового права Юридического факультета ЮФУ Юрий Колесников рассказал о том, насколько защищены клиенты торговых онлайн-площадок, законна ли покупка товаров за один рубль и могут ли сервисы требовать деньги за возврат товаров.
Плата за возврат
Часто покупатели сталкиваются с тем, что за некупленный товар маркетплейс взимает плату. И, по словам эксперта, потребители имеют законное право вернуть некачественные вещи продавцу, в том числе через агрегатор.
«В таком случае ни продавец, ни маркетплейс не могут взимать или удерживать денежные средства потребителей, поскольку в законе прописана обязанность принять товар с недостатками, а также вернуть потребителю стоимость недоброкачественной вещи. Но также часто встречаются ситуации, когда покупатели возвращают товары из-за того, что он не подошёл по размеру, цвету или просто не понравился, то в этом случае продавец имеет право удержать с потребителя расходы на обратную доставку. (ч. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). Важно, что у потребителя есть также неотъемлемое право вернуть некачественный товар продавцу, в том числе через маркетплейс, без доплаты за возврат», — объясняет Юрий Колесников.
Ошибки сервиса и низкие цены
Согласно статье 310 Гражданского кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
«Роспотребнадзор объяснил, что маркетплейс по закону не может в одностороннем порядке расторгать договор купли-продажи даже в случае продажи товара по аномально низким ценам из-за сбоя на сайте. По мнению Роспотребнадзора, если же на сайте продавца или маркетплейса произошел технический сбой, характеризующийся выставлением «неправильных цен» или скидок, — юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль — распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду», — подчеркивает эксперт.
При этом стоит добавить, что в таких случаях у продавца товара, безусловно, есть право обратиться к потребителю, либо в случае неурегулирования — в суд, с требованием о расторжении договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключенным по закону продавец не может. Маркетплейсу не придется отвечать за размещение ошибочных сведений, только в том случае, если такую информацию ему дал продавец товара.
В любом случае потребитель вправе требовать исполнения заключенного договора: как передачи товара по оплаченной цене (или цене заказа), так и возмещения убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь.
Как защитить свои права?
Потребители вправе защищать свои права путём предъявления судебных исков владельцу маркетплейса либо непосредственно к продавцу товара, что следует из п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей.
1) Владелец маркетплейса несет ответственность за убытки, причиненные потребителю, если предоставил ему недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе). От ответственности он освобождается, если такая информация была предоставлена ему продавцом (исполнителем) и владелец маркетплейса опубликовал ее без изменений.
2) Продавец (исполнитель) по общему правилу несёт ответственность за исполнение договора, заключенного с потребителем, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар.