15:24, 10 апреля 2023 г.

Эксперт о выборной кампании-2023: «Слишком высока сейчас цена каких-либо слов, произнесённых вслух»

 

Известный политконсультант, Директор аналитического центра «Политген» (Москва), член правления РАПК (Российская Ассоциация Политических Консультантов), эксперт Ярослав Игнатовский ответил на вопросы 1Rmd.ru о предстоящих в этом году выборах. Напомним, жители Ростовской области в сентябре будут голосовать за кандидатов в депутаты Заксобрания региона.

- Ярослав Ринатович, предстоящие в этом году сентябрьские выборы и всё, что с ними связано, так или иначе закончится к началу ноября. Но, наверняка, и на эти выборы, и на последующий за ними краткий «межвыборный сезон» существенный отпечаток наложит то, что уже в марте следующего 2024 года нам предстоят главные выборы страны — выборы президента.

Как выборы-2024 могут повлиять на выборы этого года? Насколько участники избирательного процесса будут учитывать в своих кампаниях этот фактор? Будут ли они корректировать свои предвыборные программы, искать какие-то новые технологические приемы?

- Конечно, на уровне месседжей, идеологем осенних кампаний, доминант «двадцать четвертого года» будет влиять. Прошла, например, информация (по кампании 2024 - прим. редакции), что есть рекомендации использовать идеологические линии, направленные на три части (составляющие) – прошлое, настоящее и будущее.

Их можно по-разному окрашивать, можно сказать: гордость, надежда, уважение. Можно – традиции, возможности и достижения. Пойти через такую вот подачу.

Но суть в том, что, если мы говорим о кампаниях провластных кандидатов (в сентябре 2023 года - прим. редакции), то они будут подчеркивать не только свои собственные достоинства, но и соотноситься с положением дел в стране. Подспудно ориентируясь на кампанию по выборам президента, которая предполагается в марте следующего года. Базовым сценарием её будет, скорее всего, референдумный сценарий, основанный на поддержке и доверии первому лицу государства. Этот момент будет задействован очень серьёзно.

Второе. Мы не можем обойти тему СВО и, если мы говорим, например, о губернаторских кампаниях, то эта тема, конечно, будет задействована. На мой взгляд, она состоит из двух доминант. Первая - это тема победы. Мы победим, победим в любом случае. Наша задача – победить. Победа будет за нами и наше дело правое.

И второе – поддержка мобилизованных и их семей. Здесь глубоко раскрывается уже и социальные направления, и ответственность власти, и тема сплочения, единства, и тема поддержки военнослужащих, которые были мобилизованы или пошли служить по контракту. Оказание им такой поддержки со стороны региона. Эта тема, которая из 2023 года будет мостиком переходить в 2024 год. Уверен, что президент будет обязательно говорить об этом.

- Традиционно во всех выборах последних лет главные действующие лица электорального процесса — старые парламентские партии. Сейчас появилась еще одна — «Новые люди». Как по-вашему, могут распределиться (или перераспределиться) мандаты, появятся ли новые партии, новые яркие лица? Вернут ли себе мандат (мандаты) партия «Коммунисты России»?

- Повестка сегодня такова, что у старых парламентских партий, партий системной оппозиции, конечно, сужены границы дозволенного. Мы видим, что ЛДПР пытается «перезапуститься», скорее, речь идёт о работе по федеральной кампании в регионе. Я не так пристально слежу за кампанией в Ростовской области, но предполагаю, что ситуация похожая.

ЛДПР и «Справедливая Россия», конечно ориентируются на то, что «им скажут» региональные органы, отвечающие за внутреннюю политику. Ориентируются на регион. В этом смысле критики в отношении первого лица не будет. Но могут, конечно, аккуратно покритиковать что-то на местах.

У «Новых людей», мне кажется, есть своя электоральная ниша. Это – городской средний класс, предприниматели. Эта ниша сейчас несколько сжалась, может, не так комфортно себя чувствует. Тем не менее, «Новые люди» продолжают оставаться выразителем их интересов.

И, как бы, «партия нормальности». Их основная идеологема – «жизнь продолжается, несмотря на СВО». Поэтому, если посмотреть на всё, что они делают на федеральном уровне, инициативы, которые они предлагают, направлены на это – «давайте разблокируем инстаграм, если, по факту, молодёжь им всё равно пользуется» и похожее на эту тему.

«Коммунисты России» могут вернуть мандаты, если проведут хорошую кампанию против КПРФ. Что же до КПРФ – всё зависит от них самих. Интересно, что будет расти рейтинг у КПРФ, будет расти и «Коммунистов России». Увеличение сторонников КПРФ ситуативно может повлечь за собой то, что часть из них (кто - по недопониманию, а кто-то – из-за большей радикальности взглядов) может проголосовать за «Коммунистов России».

В целом же, у «Коммунистов России» своеобразная «вилка». Если они не ужесточат свою риторику, они могут потерять ту поддержку, что есть.

С другой стороны, особенно ужесточать они её тоже не могут, особенно, на верхнем уровне. Как говорится, низы – хотят, а верхи не могут…

- СВО существенно скорректировала политические позиции партий и электоральные пристрастия избирателей. Партии, ранее оппозиционные (или оппозиционные на словах) к нынешней власти (и «партии власти» - «Единой России») вынуждены искать новые PR-подходы к электорату. На фоне высокой степени консолидации общества вокруг президента и власти (причина — СВО и достаточно успешное противодействие России всему «коллективному западу»), прежние лозунги, основанные на критике этой самой власти, становятся не актуальными и даже не безопасными.

Какие изменения могут претерпеть предвыборные программы партий и кандидатов?

- Я полностью согласен. И критиковать нельзя, но и, если ничего не делать, то «Единая Россия» будет побеждать с огромным отрывом. Потому что в их руках – и самая сильная электоральная машина, административный, медийный ресурс, материальный. Что остаётся делать партиям? Я считаю, что их ниша – актуализация проблем муниципального, регионального уровней. Выявление нечистоплотных чиновников, бюрократов, которые спрятались в тени президента и либо дурака валяют, либо ведут антинародную социальную политику. Партии должны придумать, как это сделать.

Про «Новых людей» я частично уже сказал, их электоральный потенциал – до 10%. Это они вполне могут в регионах набрать, особенно, на кампаниях в региональные Законодательные Собрания.

ЛДПР и Справедливая Россия, на мой взгляд, сегодня действуют в одной электоральной нише. Назовём их «рассерженными патриотами», и эту группу эти партии будут стараться максимально окучить. Справедливая Россия, как мне кажется, ушла (или уходит) от левой повестки в сторону тех людей, которые в целом поддерживают президента, поддерживают власть, считают себя патриотами и крайне недовольны ходом происходящих в стране событий. Я оцениваю эту нишу от 5 до 10%. В основном, это мужчины среднего и старшего возраста. Они есть везде, и в мегаполисах, и в крупных городах, и в провинции. Женщины будут традиционно поддерживать «Единую Россию», особенно в возрасте 45-50+.

Молодые женщины – либо аполитичны, либо их попробуют привлечь на свою сторону «Новые люди».

Поэтому я не ожидаю каких-то ярких PR-решений и технологий, слишком высока сейчас цена каких-либо слов, произнесённых вслух.

Записал интервью Владимир Белоконев

#Ярослав Игнатовский #выборы ЗСРО-2023
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"