Молодые преподаватели ЮФУ обучили полсотни юристов новому навыку — юридическому дизайну
На юридическом факультете ЮФУ была реализована программа дополнительного образования «Практические навыки юридического дизайна», которую разработали и провели самые молодые педагоги вуза — сотрудники НОЦ «Школа молодого преподавателя ЮФУ». Успешно реализовав собственный образовательный продукт, они подтвердили, что являются кадровым резервом Южного федерального университета.
Магистранты юрфака Южного федерального университета Елизавета Кравченко, Ксения Терентьева, Константин Пападопулос, Никита Попивненко и Евгения Зиновьева решили не ограничиваться получением стандартных для юристов компетенций — за время получения высшего образования они также приобрели первый педагогический опыт. В этом ребятам помог открытый в ЮФУ менее года назад Научно-образовательный центр «Школа молодого преподавателя», куда они были трудоустроены ассистентами-стажерами.
«Я всегда интересовалась преподавательской деятельностью и, когда услышала о возможности поучаствовать в таком потрясающем проекте, сразу загорелась. До этого у нас не было необходимых знаний о маркетинге, современных методах и технологиях обучения, а также практического опыта в составлении и утверждении образовательной программы. Успеху нашего ДПО мы обязаны полученным знаниям в «Школе молодого педагога» и нашим наставникам из Академии психологии и педагогики. Они были с нами постоянно на связи на протяжении всего этого времени, и даже утром 3 января», — рассказала Елизавета Кравченко.
Получив удостоверения об успешном освоении педагогической квалификации студенты юрфака стали еще и сотрудниками ЮФУ — НОЦ «Школа молодого преподавателя» не только обеспечил им обучение, но и выступил оператором трудоустройства и начала их академической карьеры.
Теоретические знания о самых передовых подходах современной педагогики молодые преподаватели поспешили применить на практике — они набрали 50 слушателей на свою программу дополнительного образования «Практические навыки юридического дизайна». Наставниками команды от факультета выступили преподаватели Дмитрий Чупилин и Инна Федорова.
Юридический дизайн или Legal design — это совокупность механизмов, позволяющих сделать юридический документ понятным для его потребителя: судьи, крупной компании или обычного человека. Умение работать со специальным текстом: сокращение и структурирование, его визуализация — использование тайм-лайнов, схем, таблиц — это мягкие компетенции, необходимые юристу, чтобы стать востребованным на рынке труда.
«Юридический дизайн может пригодиться тому, кто уже обладает базовыми знаниями в юриспруденции, поэтому целевой аудиторией нашей образовательной программы стали выпускники юридических факультетов. Для привлечения слушателей наша команда развернула пиар-кампанию: подготовила пост и афишу, которые распространялись в социальных сетях, и посредством личных контактов», — объяснила Елизавета Кравченко.
Содержательная часть лекций состояла из юридических знаний авторов и кураторов ДПО, основ педагогического дизайна, которому обучают в «Школе молодого преподавателя», а также ценной информации от приглашенных спикеров: основателя дизайнерского бюро и нескольких адвокатов, практикующих в разных сферах.
Формат проведения итоговых встреч был определен как модельные судебные процессы, на которых слушателям ДПО предстояло окунуться в тонкости сложной запутанной фабулы внешнеэкономического спора, связанного с неисполнением обязательств, возникновением убытков и необходимостью определения компетентного суда.
«Это было вишенкой на торте! Мы подготовили для слушателей сложную фабулу с множеством приложений. Во время практических занятий мы ее разобрали и определили лиц, которые будут представителями истца и ответчика. Их задача состояла в том, чтобы, разобравшись в деле, отстоять свою позицию в данном споре. Актуальность и сложность ситуации заключалась в необходимости защиты прав истца в условиях введенных международных санкций. В отсутствие прямого законодательного регулирования слушателям предстояло найти способ защиты прав доверителя. Судейство осуществляли приглашенные юристы-практики. Слушатели курсов волновались, но скрупулезная подготовка дала результат — и судьи, и сами участники остались довольны», — рассказала Елизавета Кравченко.
Представителям спорящих сторон требовалось не только разобраться в формально-юридических аспектах дела и разработать правовые позиции, но и визуализировать аргументы с помощью инструментов юридического дизайна, благодаря чему участникам удалось почувствовать напряженную и состязательную атмосферу настоящего судебного заседания. Об этом написал в своём отзыве слушатель программы – юрист Ираклий Ломидзе.
«Сначала я немного скептически отнесся к данному курсу, ведь даже представить себе не мог, что меня ждет. А довелось мне посмотреть на юриспруденцию под новым углом. Особенно интересно было слушать объяснения преподавателей, как лучше донести информацию до лиц, которые не имеют понятия о юриспруденции, и при этом не перегрузить их лишней информацией. На постановочном судебном процессе у меня захватывало дух от происходящего, я, наконец, ощутил то, что чувствуют стороны, участвующие в разбирательстве, все их волнение и напряжение», — поделился Ираклий Ломидзе.
Для создателей ДПО работа в роли преподавателей тоже «перевернула мир». По словам участников команды, они научились легко и понятно доносить информацию, давать грамотные комментарии на работы слушателей, умело подчеркивать плюсы, мягко доносить предложения по доработке. Теперь у юридического факультета ЮФУ появились достойные претенденты для включения их в кадровый резерв профессорско-преподавательского состава.
«Я почувствовала, насколько тяжело быть преподавателем. Необходимо активно применять психологические методы, формировать у слушателей интерес к обучению и поддерживать его. Наконец, нужно самому постоянно учиться и совершенствоваться. И, безусловно, это того стоит. Усталости совсем нет, напротив, я полна вдохновения и сил на новые проекты. Программа по юридическому дизайну оказалась интересной и востребованной. Возможно, мы реализуем ее и в следующем году. А может создадим новую интересную программу. Уже есть несколько задумок», — подытожила Елизавета Кравченко.
В проекте «Школа молодого преподавателя ЮФУ» приняли участие 152 человека. Все они по результатам освоения двух специально разработанных для ШМП программ повышения квалификации в данный момент в группах реализуют собственные программы ДПО. В Год педагога и наставника в рубрике «Педагог-наставник» мы расскажем о самых интересных проектах и командах.
Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Проект Южного федерального университета «Школа молодого преподавателя» развивает систему наставничества и закладывает основу кадрового потенциала не только для вуза, но также для региона и страны.