Лучший молодой преподаватель юга России рассказала о тонкостях работы в СУНЦ ЮФО на базе ЮФУ
Как пройти «Войну и мир» с выпускниками, которым не нужно сдавать ЕГЭ по литературе, почему школьникам важно общаться с университетскими преподавателями и что влияет на престиж профессии педагога в России, рассказывает призёр конкурса «Лучший молодой преподаватель Юга России 2023».
Кандидат филологических наук Александра Солодовникова преподаёт русский язык и литературу в Специализированном учебно-научном центре Южного федерального округа — школе для одарённых детей и будущих учёных на базе ЮФУ. 21 апреля она представляла университет в заключительном этапе конкурса преподавателей Юга России и вошла в тройку победителей из 32 финалистов, представлявших восемь регионов нашей страны.
«Мне нужно было прочитать научно-популярную лекцию для непрофильных студентов. Я рассказывала о русском языке в 2022 году: о феномене запрета слов, о возросшей роли небуквенных знаков, о мемах, новых словах. Язык очень чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Мне хотелось наглядно показать это в своей лекции», — рассказала Александра Солодовникова.
Такой формат предполагает неформальное общение с учениками, научно-популярный стиль повествования и юмор. Но в повседневной работе учителя со строгой учебной программой редко найдётся время для чего-то подобного.
«В школе обычно большая проблема с разным уровнем вовлечённости детей. Когда в классе 35–37 человек, среди них есть и хулиганы, и дети, не отрывающиеся от смартфона, и дети, которым плохо видно, а пересадить их уже некуда. В такой ситуации учитель думает только об одном – успеть бы программу пройти. Но именно поэтому и нужно каждый урок начинать с того, что интересно детям, иначе времени на это не останется. А если учитель потратит 5–7 минут на вовлечение всего класса в тему урока, то и на весь учебный план время найдётся», — подчеркнула Александра Солодовникова.
Так, по её словам, урок можно начать общей разминкой с нестандартными заданиями на развитие словарного запаса, памяти и логики. Затем нужен какой-нибудь интересный вопрос, который заставит учеников дискутировать по теме урока. Почему компьютер – это неодушевлённое существительное, а робот – одушевлённое? Все ли считают, что частей речи десять? Зачем мы вообще разбираем слова по составу?
«Всё рождается из интереса детей. Если обсуждать книги, которых нет в школьной программе, появится книжный клуб. Если писать новости школы так, как хотят дети, а не администрация школы, то появится школьный медиацентр», — рассказала Александра Солодовникова.
Сама Александра планировала поступать соискателем в Институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве, но жизнь распорядилась иначе: она вышла замуж и вернулась в Саратов. К счастью, в родном университете нашлось место в заочной аспирантуре.
«И там, под научным руководством доцента Елены Захаровой, я поняла, что у науки нет границ. Чтобы выступать на научных конференциях в столице, не обязательно там жить. Если ты молодой исследователь, ты можешь поехать к знаменитому профессору на кафедру в Волгоград, написать с ним в соавторстве статью и представить свои наработки на конференции в Москве. Везде тебе ответят, направят, посоветуют. Такого уровня коммуникации как у преподавателей высшей школы нет у представителей ни одной другой профессии», — рассказала Александра Солодовникова.
Уже будучи кандидатом филологических наук Александра Солодовникова стала заниматься репетиторством. В пандемию спрос на такие услуги возрос многократно. Девушке так понравилось работать с детьми, что захотелось делать это вживую — не онлайн, и она пошла работать в самую обыкновенную школу рядом с домом.
«Друзья не одобряли мой выбор, мол работать в школе не круто: низкая зарплата, никаких льгот, много бумажной волокиты. Конечно, зарплата школьного учителя несопоставима с расценками репетиторов. Для интереса я однажды я посчитала, сколько получает педагог за отведённый урок за каждого обучающегося. У меня получилось 3 рубля 50 копеек. Но у меня была финансовая подушка, и я работала для души. Через год две трети моих девятиклассников сдали ОГЭ на четвёрки-пятёрки, были победителями в конкурсах разного уровня. У нас был и книжный клуб, и медиацентр», — вспоминает Александра Солодовникова.
Самым счастливым событием в своей профессиональной карьере доцент Солодовникова называет приход в Специализированный учебно-научный центр ЮФО. Таких СУНЦев в России всего десять, они созданы при федеральных и исследовательских университетах как начальная ступень подготовки высококвалифицированных кадров, будущих магистрантов и аспирантов.
Все преподаватели СУНЦ прошли серьёзные курсы повышения квалификации. Учёные Академии психологии и педагогики ЮФУ работают над ранним выявлением и психолого-педагогической поддержкой одарённости. Всеми знаниями, которые учёные получают о том, как воспринимает информацию современное поколение детей, они делятся с педагогами и воспитателями СУНЦ ЮФО, а те в свою очередь апробируют на своих уроках современные педагогические инструменты: игровые техники, тьюторские технологии, упражнения для работы с памятью и логикой и так далее.
«Мне кажется, я не училась столько, даже когда была студенткой! Мы активно обмениваемся педагогическими технологиями, рассказываем, как работаем и смотрим, как работают другие СУНЦы. Этой зимой ездили в Центр педагогического мастерства, школу Летово, а в прошлом году были в центрах дополнительного образования в Казани и Екатеринбурге. Наверное, самое большое количество конкретных инструментов именно по моему предмету я получила на обучении в Сириусе. Очень рекомендую всем коллегам. И фонд "Талант и успех", и университет "Иннополис" проводят хорошие насыщенные обучающие программы для учителей. И это бесплатно», — рассказала Александра Солодовникова.
Классы в СУНЦ — это маленькие группы, максимум в 20 человек, и состоят они из замотивированных детей. Образовательную программу здесь каждый год корректируют под конкретную группу, а они бывают пяти профилей: физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, IT и инженерия, архитектура и искусство.
«Дети приходят с разным образовательным запросом. Мы, конечно же, стараемся его удовлетворить. Если у ребёнка уникальный запрос, который нецелесообразно включать в основную образовательную программу, например, обучающийся хочет углубленно изучать фольклор и интересуется классификацией Аарне-Томпсона, тогда мы ориентируем ребёнка на проектную деятельность и привлекаем коллег из Южного федерального университета», — объяснила Александра Солодовникова.
В этом году Александра Солодовникова ведёт в том числе у двух десятых классов — физико-математического и химико-биологического профиля — три предмета: русский язык, литературу и родной русский.
«На родном русском мы говорим о менталитете, о речевой культуре, об особенностях функциональных стилей, пишем аннотации и тезисы. Это ориентированный на практику предмет», — объяснила Александра Солодовникова.
В программу по литературе педагог включает книги, которые ребята сами хотели бы разобрать. Так, появляется дополнительный стимул хорошо подготовиться к паре, быстро разобрать все вопросы и обсудить понравившуюся книгу.
«Я понимаю, что в классе негуманитарного профиля, где никому не предстоит сдавать ЕГЭ по литературе, вряд ли кто-то прочитает «Войну и мир». У них нет на это времени — они решают бесконечное количество задач по точным наукам. Поэтому это произведение мы проходили так: я прислала им листы с qr-кодами на основные фрагменты, которые важны для анализа, посоветовала на весенних каникулах посмотреть фильм Сергея Бондарчука, распределила на команды и дала по одному вопросу на команду, который нужно было представить всем в любом удобном формате, творческом или стандартном с презентацией», — рассказала Александра Солодовникова.
В результате кто-то из ребят снял ролик, перевоплотившись в персонажа книги, кто-то подобрал эпизоды из фильма и прокомментировал их, кто-то привлек другие экранизации романа, и весь класс заинтересовано сопоставлял восприятие персонажей.
Доцент СУНЦ ЮФО также попросила ребят переадресовать сочинение по «Вишневому саду» нейросети, а их задачей было – написать рецензию на это сочинение: что искусственный интеллект выполнил хорошо, а что плохо. В группах есть ребята, которые пишут стихи и прозу, а в прошлом году, по словам преподавателя, один ученик-биолог всерьез изучал фонетику на уровне филологического факультета — ему стало это интересно.
В Специализированном учебно-научном центре, если ребенок выбрал профиль, это вовсе не значит, что теперь в его жизни будут только растения и животные или только цифры. Оказывается, многое можно совмещать.
«Мне нравится работать именно с непрофильными классами, они охотно откликаются на эксперименты, а я не боюсь их проводить. Мне важно, чтобы им было интересно, чтобы они поняли, что русская литература – это ключ к пониманию русской культуры, нашего менталитета и себя. Нет такой сверхзадачи, чтобы «Войну и мир» прочитали все одиннадцатиклассники России. Если сегодняшние выпускники, когда им исполнится по 30 лет, будут перечитывать русскую классику, тогда можно утверждать, что всё было не зря», — подчеркнула Александра Солодовникова.