На круглом столе в ЮФУ историки обсудили, как и когда в России стали охранять границы
В 1571 году крымский хан совершил набег на Москву, а уже через сто лет русские войска стояли на границе Крыма. Именно своевременное и хорошо организованное строительство оборонительных укреплений на южной границе позволило Московскому царству превратиться в Российскую империю.
В рамках проекта Российского исторического общества «Засечные линии. Памятники историко-культурного наследия пограничья России XVI–XVIII веков» в Южном федеральном университете прошёл круглый стол «От засечных черт позднего Средневековья к оборонительным линиям имперской эпохи».
Засечные черты России – это исторически сложившаяся система оборонительных сооружений XVI–XVIII веков, опиравшаяся на природный ландшафт, и первоначально состоявшая из искусственных преград на пути конницы («засек»), а позже – из искусственных земляных валов, рвов и крепостей. Эти оборонительные линии сыграли колоссальную роль в освоении просторов Евразии, становлении отечественной государственности, выстраивании межнациональной коммуникации. С оборонительными линиями связано основание многих российских и украинских городов, расселение русских «служилых людей», татар, мордвы, башкир, польской и украинской шляхты, а также многих малых народов Сибири.
Заведующий кафедрой средних веков и нового времени Института истории и международных отношений Андрей Кореневский в своём докладе рассказал о социокультурном значении засечных черт.
По его словам, сегодня набирает популярность такое направление научного исторического знания как «новая имперская история» – ответвление «имперских исследований» или Empire Studies. Одна из самых острых тем данного направления — это временные рамки генезиса государственности имперского типа, то есть сколько лет длится «протоимперский» этап в истории страны, прежде чем она становится полноценной империей.
«Время основания Российской империи всем известно — 1721 год, и от него как от точки отсчёта мы движемся в прошлое, прослеживая как меняется язык самоописания и самовооброжения сообщества имперского типа. Так, покорение Казани и Астрахани Иваном IV Грозным историки уже называют инкорпорацией в Московское царство регионов, населенных другими этносами, принадлежащими к иным конфессиям, что с неизбежностью превращало его в сложносоставное государство. С другой стороны, в том же XVI веке главным мотивом политической мысли становится осмысление и обоснование некой миссии государства – верный признак того, что оно эволюционирует в сторону империи. И на это же время — XVI век — радикальное изменение политики в южном пограничье: начинается строительство оборонительных линий —засечных черт», — рассказал Андрей Кореневский.
Историк добавил, что, благодаря строительству оборонительных линий, защитивших население от набегов крымчаков и открывших перспективу хозяйственного освоения дикого поля, стало возможно формирование южного фронтира России — особой территории, на которой веками происходил культурный обмен между русским народом и его соседями.
Доцент кафедры специальных исторических дисциплин и методики преподавания истории и обществознания ИИМО ЮФУ Максим Шалак посвятил свой доклад эволюции государственной организации защиты южных рубежей Московского царства от пассивной обороны к активному наступлению.
Так, по его словам, оборонительная политика Московского царства носила государственный характер. На ранних этапах построения оборонительных линий наше государство сосредотачивалось на организации эффективной обороны, заключавшейся в построении засечных черт, формировании полевой сторожевой службы, налаживании логистической системы. По мере усиления Русского царства, оно постепенно переходит к активному наступлению в глубь степи. В итоге, во второй половине XVII века границы Московского государства подвинулись к Крыму практически вплотную, и теперь уже Россия стала главной опасностью для Бахчисарая.
«В отличие от России, где защита была поставлена на государственную основу, польско-литовские правители возложили всю её тяжесть на плечи местных магнатов и пограничного служилого населения. Король польский и великий князь литовский не давали собственным южным военачальникам регулярных армий, а атаманам запорожских казаков средств, чтобы бороться с набегами Крымского хана — те должны были полагаться только на собственную находчивость. В конечном счете это привело к провалу политики Речи Посоплитой на южных рубежах — союзу крымских татар и казаков против самой же Польши», — отметил Максим Шалак.
Проект «Засечные линии. Памятники историко-культурного наследия пограничья России XVI–XVIII веков» призван подчеркнуть единство страны, активизировать работу региональных историков и краеведов. Его дополнительной задачей является противодействие вандализму, формирование представления о значимости этих памятников фортификации в общественном сознании и удовлетворение потребности региональных педагогических и краеведческих сообществ в новых сюжетах и инструментарии просветительской работы, направленной на формирование региональной идентичности и патриотизма среди молодёжи, путём реализации комплекса мер по популяризации объектов наследия, связанных с засечными чертами России.