Для обмана пользователей мошенники нацелились на сайты компаний

Фото: пресс-службы МегаФона
С начала года кибермошенники стали чаще использовать легитимные сайты для реализации фишинговых схем для кражи личных данных и средств россиян. Наиболее распространёнными сценариями стали переадресация пользователей на фишинговые ресурсы и размещение поддельных страниц на официальных порталах компаний. Таковы результаты совместного анализа, проведённого экспертами «Лаборатории Касперского» и МегаФона.
Специалисты оператора выявили тренд, при котором мошенники используют уязвимости в работе корпоративных сайтов и настраивают переадресацию с них на фишинговые страницы. Затем распространяют ссылку на одну из легитимных страниц этого сайта. Список получателей таких email, сообщений в мессенджерах или push-уведомлений может быть как случайный, так и состоять из числа клиентов атакованной компании. Получатели не подозревают, что от имени известного им бренда действуют мошенники, и зачастую не видят, как при переходе срабатывает редирект на поддельный ресурс. Защитные решения МегаФона детектируют попытки пользователей посетить выявленные фишинговые сайты и уведомляют об опасности. Но абоненты могут игнорировать предупреждения.
Другие похожие схемы выявили и специалисты «Лаборатории Касперского». По данным компании, за первые два месяца 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года количество заблокированных попыток перехода пользователей на поддельные страницы, размещённые на атакованных легитимных порталах, возросло примерно в три раза и составило несколько сотен тысяч. Аферисты применяют такой метод, чтобы не регистрировать собственные домены и избегать обнаружения защитными решениями. Фишеры могут пытаться получить доступ как к заброшенным, так и небольшим действующим порталам с низкой посещаемостью, чтобы разместить там фальшивую страницу.
«Мошенникам не важна популярность и тематика сайтов — фишинговые ссылки они, как правило, рассылают по почте и в мессенджерах. Например, мы видели фишинговую страницу, которая мимикрировала под окно для входа в электронную почту. Она была размещена на иностранном образовательном сайте для детей, — комментирует старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Ольга Свистунова. — Чтобы получить доступ к легитимным сайтам, атакующие могут использовать уязвимости, красть аккаунты администраторов, подбирая слабые пароли или пользуясь утёкшими данными. Для публикации фишинговой страницы злоумышленникам достаточно войти в скомпрометированную учётную запись. Это ещё раз доказывает, что представителям даже небольших компаний важно уделять должное внимание защите своих сайтов, а пользователям — быть внимательными в сети и использовать защитные решения».
«Повышение уровня киберграмотности пользователей и совершенствование инструментов защиты вынуждают мошенников изобретать новые способы обмана. Стать жертвой рискует не только клиент, но и бизнес. Взломанный корпоративный сайт, ставший частью мошеннической схемы, может нанести удар по самой компании и повлечь за собой юридические и репутационные риски.
Владельцам ресурсов необходимо проводить аудит уязвимости и следить за актуальностью ПО, систем управления, регулярно менять пароли для доступа администраторов сайтов. Защитные решения МегаФона, основанные, в том числе, на анализе big data, позволяют выстраивать защиту от интернет-мошенничества как для бизнеса, так и для собственных абонентов», — отмечает директор департамента по предотвращению мошенничества и потерь доходов МегаФона Сергей Хренов.