В этом году почти две трети россиян столкнулись с телефонными мошенниками
Фото: 1rnd.ru
В этом году 53% россиян сталкивались с телефонным или интернет-мошенничеством и смогли противостоять злоумышленникам, сохранив свои средства. Таковы данные опроса* ВТБ.
Попались на уловки преступников 7% респондентов, 36% опрошенных рассказали, что не сталкивались с обманом по телефону или в интернете. Еще 4% участников опроса не смогли распознать звонок как мошеннический, но отметили, что такие подозрения у них были.
Подавляющее большинство тех, кто общался с обманщиками, но не попался на их уловки (63%), не сообщали об этом в какие-либо официальные организации. Только треть (32%) поделились этим фактом с экспертами банка, а 10% обратились в полицию (10%).
Респонденты, которые пострадали от мошенников, обращались в банк (62%) и полицию (30%). При этом только половине из них (53%) удалось с помощью МВД вернуть свои средства, еще в 7% случаев расследование продолжается, а в 40% эти обращения не дали результата.
Более 70% участников исследования сообщили, что у них подключён один или несколько сервисов определителя номера и спам-защиты. 26% пренебрегают такой услугой, а 3% не в курсе, как её подключить. В то, что такая защита поможет блокировать звонки мошенников, верят 22% респондентов, 58% считают, что это помогает лишь частично. 21% уверен, что в дополнение к защите от спама нужно проявлять бдительность.
По данным банка, в 85% случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги, используя социальную инженерию.
«Сейчас у аферистов особенно популярны две схемы: в первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана, чтобы увидеть ваш пароль для входа в приложение и пришедшие смс с кодами. А во втором случае мошенники используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из энергосбыта, или поликлиники, Почты России, и отправляют код для входа в госуслуги, после просят его озвучить и скидывают звонок. Затем звонят уже от якобы Госуслуг, говорят, что вам звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль, а дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на "безопасный счёт". Будьте бдительны и не ведитесь на уловки аферистов», - предупредил старший вице-президент банка ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
* Опрос проведен ВТБ с 1 по 10 октября по репрезентативной выборке среди 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек.