08:06, 13 июля 2024 г.

Андрей Изюмов: если чего-то хочется, нужно делать это сразу

Фото: кадр 1rnd

Фото: кадр 1rnd

Человек, который успевает всё: учёный-робототехник, писатель и спортсмен Андрей Изюмов стал гостем нового выпуска проекта «День рождения Героя» на 1rnd. Завкафедрой «Робототехника и мехатроника» ДГТУ рассказал, за что его били в детстве, как не стал журналистом и чем бумажная записная книжка лучше электронной.

Ты ломаешь стереотипы о том, что накачанный человек не слишком умён. Не думал об этом?

В целом это как раз тот стереотип, с которым я сталкиваюсь пару раз в неделю. Я - ребёнок школьных учителей. Аксай, 4 школы в городе. В одой учила физике моя мама, в другой - мой отец. Как вы понимаете, меня били двумя школами из четырёх просто за оценки, которые выставляли мои родители.

Я приходил к родителям: может, я на кик-боксинг запишусь? Мне говорили: ты что, тебя же там будут бить. Я говорил: а сейчас что происходит?

Родителей можно понять, у них была стандартная практика - ты должен всего добиваться мозгами. Поэтому первое, что я сделал, когда свалил из дома и оказался в университете, это записался в секцию боевого самбо. Здесь же, в ДТГУ.

На тот момент остро стоял вопрос учёбы. Студенты сейчас говорят, и я их понимаю: мы устаём, когда у нас по три пары. У меня их было восемь, учёба начиналась в 8.30 и заканчивалась в 6-7, после этого я шёл на тренировку, а потом ещё часок добирался в Аксай домой на автобусе.

Потом я занимался пауэрлифтингом, но в 2021 году случилась травма, и заниматься больше не могу. Перешел на армрестлинг.

...Всё просто. Жизненное кредо - если чего-то хочется, нужно делать это сразу. Время пройдёт, а всё, что останется – сожаление, что у тебя был шанс, а ты его упустил.

А интерес к робототехнике, беспилотным системам - откуда это всё?

Робототехником я становиться не собирался. Собирался на журналистику, но провалил собеседование. Поконфликтовал с преподавателем, которая сообщила мне, что я дилетант, и тут же сказала, что роман «Отцы и дети» написал Пушкин. Я и спросил, кто из нас дилетант. В 17 лет что с меня было взять?

Экзамены аннулировали, на следующий день я пришёл в ДГТУ. Мне понравилось слово «Робототехника» - и мне хватило баллов.
Я на своей кафедре прошёл все ступени - бакалавриат, магистратура, потом должны были быть 4 года аспирантуры, но получилось досрочно. В марте 2017 была защита. После этого - ассистент кафедры.
Мой научный руководитель (Андрей Тугенгольд, основатель кафедры робототехники ДГТУ – уточнение 1rnd) был всегда против того, чтобы я преподавал, пока учусь. Он говорил, что учёный работает, а преподаватель преподаёт, и это совместить не получается ни у кого.

Траектория, которую он задал, строилась на принципах, которые я до сих пор использую.

Когда мы ругались, он говорил: Андрюша, мальчик, сейчас ты выйдешь в коридор и начнёшь ругаться на меня матом. А потом ты вернешься, и мы продолжим. Потому что лучше, чем я, не знает никто. И так он и выходило каждый раз.

В 2019 я стал доцентом, а через полгода случился ковид  и мы все сели на дистанционку. В 2021 году мне предложили стать и.о. Ну и до сих пор заведую.


С чего начался проект биопротезов с коллегой из Ирака?

Это достаточно интересно. Этот коллега - мой первый аспирант. В 2020 мне его дали. Мне было 29 лет, я думал, что придёт парень лет 23, а тут приходит вполне себе взрослый мужик - 38 лет.

Идею он принёс. Мы развернули работу не по классике - идею сначала запатентовали, потом, собрав опытный образец, испытали на пациентах в Ираке, и после этого начали описывать в виде научной работы. Обычно бывает наоборот.

Суть работы - не ампутировать конечность, а сохранить её, если это возможно. На голень устанавливался мехатронный модуль, который позволял человеку контролировать суставы, наступать на ногу. Два основных направления - ортез, система контроля и силомоментный датчик, при помощи которого и происходил съем информации.

Сейчас уже и патенты есть, и мы уже обсуждали у ректора перспективы. Очень может быть, что это будет именно научная работа, спродюсированная  ДГТУ как научно-исследовательским центром.

Если делать проект такого уровня, то любой адекватный человек понимает, что делать его в серьёзной структуре проще, чем пытаться вдвоём выйти на рынок.

Что касается идей, в принципе людям не отказываю. Если человек приходит с идеей, я говорю: хочешь делать - делаем. Стивен Кинг говорил, что ни в одной книге у него нет чёткого сюжета, он пишет первую страницу, а потом куда фантазия заведёт. Я считаю, что в работе должно быть так же. Если у вас есть старт - это божественно. Если не нужно выдумывать идею - что ещё надо? Вперёд!

Вот тогда об идеях и о книгах. Ты ещё и писатель-фантаст. Расскажи о своём первом романе и о том, над чем сейчас работаешь.

Я писал класса с 10-го. «Часы» – это  была проба пера в мистике, триллере. Сейчас в работе роман «Мэдисон против Ковальски».

Я люблю истории про путешествия во времени. У меня появилась идея, как у человека, который долго занимался единоборствами. Очень часто у людей возникает вопрос, кто же сильнее, тот или иной спортсмен. И это никак не проверить временем, потому что один, например, боксировал сейчас, а второй - в 80-е.

И я подумал:  будь у меня машина времени, я бы не стал пытаться изменить мир, это же глупо, ты не знаешь, куда вернёшься.
А если ты привезёшь из прошлого условно Майка Тайсона и выставишь его против условно Мохаммеда Али, ты за одну только трансляцию ивента получишь столько денег, что можно будет не работать. Об это и идея.

Дальше рассказывать не буду, хочется, чтобы почитали.

А что тебя вдохновляет?

Я вообще не могу сказать, чем я вдохновляюсь. Просто приходит момент, когда ты понимаешь, что есть классная история, которую ты можешь рассказать. Ты включаешь компьютер и пишешь её.

Расскажи в двух словах, как в итоге выглядит твой день.

Я боюсь, что работа завкафедрой -  это не блокбастер. Я на работе с 8.30 каждый день, кроме воскресенья. За исключением тех часов, когда я читаю лекции, я у себя в кабинете. Занимаемся вопросами документации - мы разрабатываем образовательные программы, продвигаем свои наработки.

Я общаюсь со студентами нон-стопом. Каждый студент может зайти в мой кабинет в любое время, если у него есть серьёзный вопрос.

Как правило, после 16 я встречаюсь с магистрантами/аспирантами, потому что это публика работающая. Может, в 6-7 вечера я свободен, благо до дома пешком всего километр, много времени на дорогу не трачу.

Да, это жизнь по графику. Есть всегда время, чтобы заниматься с детьми, детей у меня трое. Если на себя остается 2-3 часа в неделю, это хорошо. Но я не жалею. На пенсии отдохну, начитаюсь, наиграюсь.

Ты работаешь, пишешь, занимаешься спортом и тренируешь. Как удаётся всё совмещать и успевать?

По поводу тайм-менеджмента я очень аналоговый человек, у меня есть записная книжка, и я в воскресенье расписываю свои ключевые занятия на неделю. Прямо на бумаге, потому что это дисциплинирует. Бумагу не подредактируешь.

Кто для тебя герой? И что нужно человеку, чтобы стать героем?

У меня ассоциация со словом герой - герой книги. Если меня попросят назвать героя моего романа, я назову старшего сына. Я в той фазе, когда отслеживают от и до, как он растёт, развивается. Читаю книгу о нём регулярно.

Если рассматривать с более общественной стороны, я бы сказал, что героем может стать каждый. Главное, чтобы поступки о человеке ярко говорили.

Знаете, когда умирает тигр, после него остается шкура. Когда умирает человек, остаётся имя. Если в это имя вложены поступки, дела, которыми человек отметился в этом мире, это означает, что он герой.

#Андрей Изюмов #День рождения Героя #ДГТУ
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"