Что не так с логотипом Таганрога? Объясняет эксперт в области шрифтового дизайна из Петербурга
Фото: Что не так с логотипом Таганрога? Объясняет эксперт в области шрифтового дизайна из Петербурга // коллаж 1rnd
В Ростовской области разгорелся скандал вокруг логотипа и брендбука Таганрога. Создателей заподозрили в плагиате самой концепции бренда. Что ещё не так с предложенным брендбуком приморского города, 1rnd рассказал шрифтовой дизайнер и преподаватель Владимир Аносов*.
- Логотип и брендбук, наверное, как и любой творческий проект не может понравиться абсолютно всем. Но, с точки зрения эксперта, как бы ты его оценил?
- Первое, что приходит в голову про Таганрог — это малая родина Чехова. И большинство людей город в принципе узнают по Чехову. Это первый визуальный образ. Когда берется территориальный брендинг, изучаются вообще все возможные ассоциации. Кто-то, может, ждал на логотипе Богудонию, Троицкую крепость, мощенные улицы или хотел бы видеть на гербе Петра I или Фаину Раневскую. Для этого проводят опросы, общаются с горожанами, представителями власти и архитекторами. Как я понял, дизайнеры эту работу проделали.
Но когда ты смотришь на эту картинку, убираешь из неё Таганрог и подставляешь, к примеру, Санкт-Петербург, Нижний Новгород или даже Москву — всё, что ты подставляешь под это изображение, работает. То есть, любой российский город, расположенный у воды, подходит этой картинке. И это плохо. Нужно было найти уникальные ассоциации, чтобы те, кто живут в Таганроге могли сказать: «Да, это про нас».
- За кем последнее слово и решающий голос в таких проектах?
- Таких стандартов нет. Я, например, могу высказать и мнение в пользу таких результатов команды разработчиков. Потому что вообще в территориальном брендинге бывает очень много согласований. Те, кто принимал эту работу, могли просто не понимать или не разбираться в том, как всё должно выглядеть. А дизайнеры могли предлагать крутые и уникальные идеи. Вероятно, из-за утверждений и желания угодить всем получаются такие невыразительные вещи.
И вот другой пример. В 2021-м вместе с дизайнерами и художниками я участвовал в арт-резиденции «Терский берег». Она проходила в Мурманской области на Кольском полуострове в пос. Умба. Мы знакомились с поморской культурой и необычной северной жизнью в тех краях. До нас приехала группа дизайнеров из Москвы, они тоже провели там какое-то время, понаблюдали жизнь поморов и сделали шрифт для этой местности. Он получился оригинальным, самобытным и «вкусным», ребята предложили несколько вариантов.
Но самим местным жителям этот шрифт не зашел. Возможно, потому что с ними не поговорили, не познакомились, не уделили им и их культуре какое-то время. Я к тому, что на 100% важен голос людей, которые живут в нашем случае в Таганроге. Нужно максимально учитывать общее мнение, если есть такая возможность.
- Команду дизайнеров Таганрога заподозрили в заимствовании логотипа польского турагентства. Изображения выглядят практически одинаковыми за исключением цветов.
- Не возьмусь кого-то обвинять в плагиате. Очевидно, что копировать чужое - это нехорошо. Но в целом видно, что работа сделано очень быстро и незадорого. Если обратить внимание на надпись «Таганрог», то ее делал человек, который не умеет работать с буквами. Вместе с изображением буквы не работают.
- Можешь подробнее объяснить, почему и что нарушено?
В целом вроде бы использованный штрих в надписи похож на колонну. В этом что-то есть, может, дань истории и наследию. Они как бы обращаются к архитектуре города. Вот буква Т как колонна. Дальше буква А — у нее слева штрих должен быть тонкий, а справа толстый, её зачем-то отзеркалили. Если берем буквы Р, то она шире, чем буква О, и это неверно. Между буквами Н и Р мало воздуха. Получается, что рассыпается сама конструкция надписи, она не проработана. И похоже, что использованы буквы из латиницы, потому что в кириллице не делают таких Г и Т, там по-другому всё строится. В данном случае, возможно, использована перевёрнутая буква L.
Хотя это "лицо" брендбука. То есть, он должен выглядеть идеально, но он разваливается.
Что касается спорной визуальной части, если ты используешь в ней мозаику, плитку и тонкие линии, то логично, что надпись будет исполнена тем же стилем. Можно было использовать обводку линиями, что дополнило бы рисунок визуальный, или выбрать шрифт из одной линии, которые бы гармонично смотрелись с изображением.
Еще важный момент насчет надписи «тот самый город». Использован шрифт Montserrat, популярный и бесплатный шрифт, его часто используют в работе на сайтах. Сам по себе он широкий и в связке с «Таганрогом» просто не работает. Это плохая шрифтовая «пара».
- Насколько вообще брендбук, логотип и все эти шрифты с картинками нужны обычным людям, которые не разбираются в дизайне?
С позиции обычного человека, конечно, без брендбука можно легко обойтись. Можно, например, было потратить деньги предназначенные на дизайн на какие-нибудь другие полезные вещи в Таганроге.
Но тема внутреннего туризма она сейчас достаточно популярна и продвигать себя, свою землю, город - это модно. Здесь перед разработчиками стояла задача и привлечь туристов извне и при этом показать уникальность и ценности для местных.
А насчет смысла шрифтов, картинок и логотипов, если это сделано профессионально, то вывески, информационные указатели, таблицы выполненные в одном стиле делают жизнь понятнее и спокойнее. В таком городе и среде комфортно жить и приятно находиться.
*Победитель шрифтового конкурса Granshan'22 в номинации Кириллица. Преподаватель вариатива "Шрифт" в Школе дизайна НИУ ВШЭ Санкт-Петербург с 2020 до 2022. Один из создателей сообщества Typofriends в Петербурге. Детство провёл в Таганроге.