15:24, 19 января 2024 г.

Передовая инженерная школа ЮФУ подготовит специалистов нового поколения

Фото: Передовая инженерная школа ЮФУ подготовит специалистов нового поколения//кадр ЮФУ

Фото: Передовая инженерная школа ЮФУ подготовит специалистов нового поколения//кадр ЮФУ

Южный федеральный университет уже два года является участником федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ), реализуя программу ПИШ «Инженерия киберплатформ». В рамках этой программы осуществляется опережающая разработка технологий мирового уровня, помогающая обеспечивать технологический суверенитет страны в сфере технологий автономного и группового управления роботизированными комплексами наземного, воздушного, водного и подводного базирования. Об этом сообщает Центр общественных коммуникаций ЮФУ.

«Передовая инженерная школа — не просто проект, это новая веха в процессе реформирования инженерного образования. Ведь и задачи непростые — воспитать изобретателя и инженера будущего, а значит, не только увидеть то будущее, в котором будут востребованы наши специалисты, но и быть одним из его созидателей, научить быть созидателями и наших инженеров. Эти задачи не решить, не организовав образовательный процесс и систему НИОКР таким образом, чтобы они максимально были встроены в планы наших индустриальных партнеров», - рассказал руководитель ПИШ «Инженерия киберплатформ» ЮФУ Александр Федотов.

Федотов аа.JPG

В 2023 году в Южном федеральном университете проделали большую работу по разработке и внедрению новых стандартов образования для подготовки инженеров. Особенность нового стандарта заключается в создании образовательной инженерной среды с инфраструктурой предприятий-партнеров, а также участии этих предприятий в постановке задач, разработке образовательных программ, включая учебный план и темы проектов и выпускных квалификационных работ.

Сегодня в ПИШ ЮФУ запущено 10 научных проектов по разработке платформенных решений для робототехнических комплексов. Ключевые среди них:

  • Разработка системы управления робототехнического комплекса для сейсморазведочных работ с использованием группы автономных необитаемых подводных аппаратов. Сейчас уже разработан макет системы группового управления комплекса. В 2024 году планируется провести испытания макетного образца. Работа проводится совместно с предприятием ОАО «Рубин».

  • Разработка программно-аппаратных средств повышения автономности борта комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Целью здесь является поэтапное повышение автономности системы, управляющей БПЛА, обеспечивающей их применение без участия оператора, групповое применение и применение совместно с экипажными средствами. В настоящее время уже разработано программное обеспечение планирования маршрута полета БПЛА, а также демонстратор тренажерно-моделирующего комплекса для отработки форм и способов применения БПЛА и обучения операторов. Проект реализуется по заказу АО «Уральский завод гражданской авиации» (г. Екатеринбург) и АО «КТ-беспилотные системы» (г. Санкт-Петербург).

  • Разработка технологии инкапсуляции элементов микроэлектромеханических систем (МЭМС) на уровне кремниевой пластины. Эта операция необходима для обеспечения контролируемого уровня вакуума в области подвижных частей МЭМС-устройств, что повышает добротность системы и даёт возможность улучшить параметры устройств, например чувствительность или диапазон детектируемых значений. Технология позволяет повысить технологичность процесса и снизить себестоимость конечных устройств. 

  • Разработка помехоустойчивого канала связи и передачи информации для БПЛА. Это прикладная задача в рамках проектной деятельности студентов. Цель проектной команды - создание помехозащищенного радиоканала, позволяющего обеспечивать передачу данных на расстояние до 5 километров. Работа носит мультидисциплинарный характер и включат в себя все этапы - от идеи до действующего макета. Эта студенческая разработка может потенциально заинтересовать производителей мультикоптеров.

В целом же разработки в сфере комплексов с БПЛА в настоящее время реализуются в рамках создания средневысотных беспилотных летательных аппаратов, выпуск которых планируется на АО «Уральский завод гражданской авиации» и АО «КТ – Беспилотные Системы». Серийное производство планируется с 2026 года. Объёмы серии — несколько сотен БПЛА в год при стоимости около 450 млн рублей за один БПЛА. В период с 2024 года стартовала федеральная программа «Беспилотные авиационные системы». 

Разработки Передовой инженерной школы ЮФУ будут внедрены в рамках реализации данной программы в течение семи лет.

В ЮФУ также развернута система акселерационных программ, которая помогает превратить студенческий стартап в полноценный бизнес, дополняет и максимально прокачивают навыки студентов, помогает начинающим изобретателям и инженерам сделать несколько шагов вперед, чтобы увидеть возможные перспективы в своем техническом решении, новые возможности их реализации.

Проектная работа является важной частью учебного процесса в ПИШ ЮФУ. Распределение ролей в проекте также проходит с непосредственным участием обучающихся, что позволяет развить в студентах ПИШ одну из самых востребованных работодателем способностей — способность нести ответственность за свой выбор.

Результаты проектов проходят открытую защиту на заседании экспертной комиссии, включающей руководителей с предприятий-партнеров. В 2023 году было поддержано финансирование 14 грантов, представленных студентами ПИШ ЮФУ.

В свою очередь, госкорпорация «Ростех» активно набирают новых сотрудников. Только за 2022 год приняты на работу дополнительно свыше 30 тысяч человек. Потребность на 2023 год составляла 45 тысяч, в том числе в рамках ГОЗ порядка 40 тысяч.

«Критическая потребность по дефицитным рабочим и инженерным специальностям сохраняется, в том числе и в рамках выполнения стратегической задачи — обеспечения технологического суверенитета страны и создания условий для дальнейшего опережающего научно-технического развития на горизонте 2030–2055 годов», - пояснила директор по управлению персоналом госкорпорации «Ростех» Юлия Цветкова.

  b556a4a61d551d745c9ed8cb8f9efb59.jpg

По ее словам, госкорпорация и ее организации делают ставку на подготовку высококвалифицированных инженеров нового поколения с более высоким уровнем знаний и сквозных технологий.

В инженерных специальностях высок спрос на специалистов в сфере системного инжиниринга, обладающих знаниями и умениями в сфере аддитивных и роботизированных технологий, технологий радиоэлектронного бортового оборудования и математического моделирования, БПЛА, авионики, композитных и новых материалов, сквозных цифровых технологий.

На предприятиях радиоэлектронного комплекса (РЭК) требуются ИТ-специалисты, способные не только написать качественную программу, но и обеспечить её эффективную работу на отечественном железе, со знаниями и умениями на стыке робототехники, приборостроения, 3D-моделирования, ИТ-архитектуры, создания и эксплуатации автоматизированных стендов, ИТ-безопасности.

По мнению Юлии Цветковой, одним из инструментов решения кадровых задач и подготовки высококвалифицированных инженеров современного формата, в том числе ИТ-специалистов (до 2026 года корпорации требуется более пяти тысяч ИТ-специалистов), является программа «Код Ростеха», которая запущена корпорацией в 2023 году на базе ключевых вузов-партнеров — РТУ МИРЭА и Южного федерального университета.

Сегодня пилот программы «Код Ростеха» (набор 2023 года) реализуется для двух крупнейших холдинговых компаний — АО «Объединенная приборостроительная корпорация» и АО «НПО «Высокоточные комплексы» по трём приоритетным направлениям подготовки - электроника и наноэлектроника, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность телекоммуникационных систем. В этой программе созданы возможности не только практической подготовки, но и изменения учебных планов, планирования раннего трудоустройства студентов уже в процессе обучения, а не после его окончания.

В федеральном проекте «Передовые инженерные школы» госкорпорация «Ростех» и ее организации участвуют с момента создания ПИШ. В 2024 году ГК «Ростех» вдвое увеличит объём софинансирования передовых инженерных школ, реализующих в интересах корпорации научно-технические и образовательные проекты в сфере ИТ и электроники, машиностроения и автопрома, авиа- и двигателестроения. Более 1 млрд рублей будет инвестировано в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также в подготовку и повышение квалификации специалистов стратегических отраслей отечественной промышленности.

В настоящее время партнером ПИШ ЮФУ, помимо Объединенной приборостроительной корпорации, стало АО «Концерн радиоэлектронные технологии».

«Мы ожидаем, что выпускники ПИШ ЮФУ будут обладать хорошими навыками исследований в сфере фундаментальных наук, а также политехническим инженерным образованием, что позволит управлять более высоким уровнем технологий и разработок, решать сложные задачи в условиях возможной неопределенности. Мы ожидаем, что выпускники ПИШ будут способны формировать и обеспечивать функционирование инженерной команды. Одним словом, передовая инженерная школа ЮФУ должна стать площадкой для обучения таких студентов, из которых вырастут современные высококвалифицированные инженеры», - подчеркнула Юлия Цветкова.

Студенты ПИШ ЮФУ — участники проектов организаций корпорации «Ростех» — стажируются непосредственно на предприятиях корпорации, участвуют в работе разных подразделений, где они могут сделать более осознанный выбор сферы своих профессиональных интересов.

В 2023 году только в ростовском АО «ВНИИ «Градиент» (АО «Концерн радиоэлектронные технологии») прошли практику 89 студентов ЮФУ под руководством опытных наставников.

«Роль наставника заключается не только в том чтобы учить, но и в том, чтобы воспитывать. Мы считаем, что дополнительно к глубоким научно-техническим знаниям и навыкам, широкому интеллекту инженер нового поколения должен обладать волей к достижению результата, государственным мышлением и высокими нравственными качествами», - резюмировала директор по управлению персоналом госкорпорации «Ростех».

#Ростов #ЮФУ #Передовая инженерная школа #Ростех
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"