«Первая миля» и «Дружба». Кто виноват в скандалах с двумя парками Ростова
Фото: Парк "Дружба" и "Первая миля", коллаж 1rnd
Руководитель предприятия «Стройпластдон» Роман Туренко, чья компания спроектировала благоустройство «Первой мили» и «Дружбы», рассказал 1rnd, почему эти объекты так и не смогли сдать в срок.
- Какими объектами ваша компания занималась в Ростове?
- В Ростове-на-Дону мы спроектировали ряд объектов, в том числе парк Собино, парк «В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» на Суворовском, «Первую милю», соответственно «Дружбу», также работали над дизайн-проектами скверов и развитием нескольких общественных территорий.
Мы временно не работаем в Ростове, это позиция нашей организации. Потому что, на наш взгляд, в городе очень тяжело работать во всех отношениях. И технических, и политических. Мы приняли не простое решение выйти за пределы региона. Это произошло, когда наша компания заканчивала авторский надзор на объекте «Первая миля» и занималась проектированием парка «Дружба».
Справочно: организация «СтройПластДон» имеет десятки выполненных объектов на территории Ростовской области, Краснодарского края, республики Крым, Тульской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, ЛНР и ДНР, Запорожской области.
К примеру, проект парка в городе Новый Уренгой стоимостью порядка 800 млн рублей, с учётом всех согласований и обсуждений, занял три с половиной месяца. Проект парка «Дружбы» в Ростове стоимостью в 500 млн рублей перевалил срок в полгода.
- Как компания получила задание по «Первой миле» и почему решила взяться за него?
- Лично мне понравилось, что власти наконец-то, обратили внимание на реку Темерник. Её протяженность около 17,5 километров только по Ростову. Из истории мы знаем, что Пётр I в Ростов приплыл не по Дону, а именно по Темернику. Тогда для нас этот проект был одним из самых важных. Можно было соединить участок от зоопарка до парка Октября. Превратить эту большую зону в линейный парк. Мы даже готовы были бесплатно зайти в этот проект, чтобы просто быть причастными к нему.
Изначально в рабочей группе были сотрудники администрации и сити-менеджер Алексей Логвиненко, он, лично принимал участие в работе рабочей группы, присутствовал на нескольких заседаниях и голосовал за утверждение проекта. Он активно поддерживал сам проект до лета 2021 года, после чего неожиданно и беспричинно изменил свое мнение и стал обвинять нас в срыве работ и непродуманном проекте.
- Власти не раз озвучивали свои претензии к качеству проекта «Первой мили». Почему возникла такая ситуация, считаете ли вы эти претензии обоснованными?
- Проблемы начались, когда подрядная компании на этапе закупок «упала» со 132 до 111 миллионов рублей. Это был 2021 год. Из-за динамики курса доллара поставщики взвинтили цены. В общем, совпало сразу несколько факторов. Кроме инфляции, ощутимо подорожали стройматериалы. Уже тогда подрядчик «ИСК-15» из Владикавказа понимал, что за эти деньги все наши проектные решения реализовать не в состоянии. Сразу пошли предложения по замене материалов, по ухудшению характеристик объекта. На что и мы, как проектировщики, и, собственно, жители этого города, ответили отказом. Задача любого муниципального заказчика - это освоение бюджетных денег. И вот тут наши взгляды с мэрией города начали расходиться. Администрацию устраивало ухудшение технических характеристик поставляемых материалов. Мы отказались это согласовывать. Подрядчики начали буксовать.
У нас начались конфликты с первым замом сити-менеджера Юрием Овчинниковым. Он тогда курировал этот проект. По сути Овчинников настаивал на приёмке МАФов (прим. ред.: малых архитектурных форм) с иными характеристиками. Подрядная компания начала срывать сроки. Тогда мы задумались, а стоит ли вообще продолжать работу в Ростове?
Мы подготовили подробный отчёт и пояснительную записку, где расписали по пунктам, почему мы не можем принять изменения в проекте. Например, в одной из зон, рядом с территорией зоопарка, подрядчики не выполнили бетонное основание. Маленький подкоп - и животные могут выбраться на свободу. Таких нарушений были десятки.
- А с вашей стороны были какие-то ошибки как проектировщиков?
- Да, я могу об этом рассказать, ведь все мы ошибаемся. Мы получили с большим опозданием техусловия от «Донэнерго», из-за долгих согласований с одним из городских комитетов. По этим условиям, у нас кусочек одной площадки в «Первой мили» попадал в охранную зону коммуникаций. Но этот недочёт был вынужденным. В ходе авторского надзора мы добились того, что эту площадку всё-таки перенесли. То есть к каким-то последствиям это ошибка не привела.
- Скандал вокруг другого вашего проекта парка «Дружбы» был связан с вырубкой деревьев. Почему сложилась такая ситуация? И была ли вырубка предусмотрена изначально в проекте?
- Парк «Дружба» был запроектирован и построен ещё в конце 70-х. Зелёная зона расположилась между улицами Волкова и Космонавтов. Объект сложный, он находится на террасе, присутствует перепады высот. Советские инженеры, в профессионализме которых сомневаться не приходится, сформировали железобетонный каркас парка в виде лестниц и подпорных стен. Когда мы приступили к проектированию, мы увидели, что эти стены были повреждены, а местами вывернуты, под их основаниями уже росли деревья. Отсутствие нормального ухода и привело к частичному разрушению. В целом это проблема 90-х, когда у государства просто не было денег на уход за такими парками.
Мы работали по нормативам. То есть, на расстоянии 5 метров от стены дерево не должно расти. Необходимо была буферная зона. Заказчику был передан план, в котором вырубка была предусмотрена, чтобы реализовать этот проект по всем нормативам. При этом у нас есть официальное гарантийное письмо от заказчика, где прописано, что вырубку включать в проект не стоит, так как администрация парка проведёт её по отдельному проекту.
- И заказчик, и подрядчик парка «Дружба» в итоге обвинили вашу компанию в срыве сроков. Вы согласны с этими заявлениями?
- В целом, из-за того что наши взгляды с администрацией Ростова кардинально разнились, мы вынуждены были отказаться от авторских прав на проект до начала работ. Сам ход благоустройства мы не контролировали. В рамках судов, которые сейчас идут с руководством парка «Дружбы», мы неоднократно были на месте и видели общую картину, что вообще там происходит.
- Фактически ваша компания оказалась в эпицентре сразу двух скандалов. Оба связаны связаны с благоустройством парков в Ростове. Почему так произошло? Есть ли какие-то общие моменты, закономерности у этих ситуаций?
- Это бюрократия и отсутствие профессионалов, как со стороны власти так и со стороны подрядчиков. Вот эти два ключевых фактора. Я думаю, что вообще слабость нашего региона заключается в том, что на серьёзные должности в муниципальную власть приходят люди с профессией, которая не соответствует их уровню ответственности. Как юрист, к примеру, может возглавлять сферу ЖКХ?
Наша компания за последние пять лет запроектировала более 70 объектов благоустройства, восстановление мемориальных комплексов, школ, медицинских учреждений и других объектов. Из них 56 конкретно в Ростовской области и только по двум из них есть вопросы и даже суды. Это парк «Первая Миля» и «Дружба». Поэтому пока мы не готовы брать проекты в Ростове.